Экономика

19 апреля 2013, 19:44

Лукашенко: Объединение МАЗа и КАМАЗа – это бандитская акция

Фото: РИА "Новости"

Амбициозный план объединения двух крупнейших автозаводов грузовиков на постсоветском пространстве – МАЗа и КАМАЗа – провалился. Это прямо следует из весьма резкого выступления президента Белоруссии Лукашенко, который уверен, что за российскими покупателями стоят иностранцы, желающие завод закрыть, а не развивать.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко выразил сомнения в целесообразности слияния белорусского МАЗа и российского КАМАЗа.

За КАМАЗом стоят иностранцы, они являются там акционерами, и они будут заинтересованы, чтобы МАЗ опустить, закрыть. Им не надо лишних конкурентов

«Приходят люди, я у них спрашиваю: что мы получим от этого объединения, акционирования, а еще и передай акции за бесценок? Рынки у нас есть, продукция есть, у нас не хуже МАЗы, чем КАМАЗы», – подчеркнул Лукашенко в пятницу, выступая с традиционным посланием белорусскому народу и парламенту.

«Меня начинают информировать, что за ними (КАМАЗом) стоят иностранцы, они являются там акционерами, и они будут заинтересованы, чтобы МАЗ опустить, закрыть. Им не надо лишних конкурентов», – заявил Лукашенко в ходе традиционного послания белорусскому народу и парламенту, передает «Интерфакс».

«Я президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду», – заявил Лукашенко.

Говоря о том, что за КАМАЗом стоят иностранцы, которые хотят закрыть МАЗ как лишнего конкурента, Лукашенко, судя по всему, имеет в виду Daimler AG, который является акционером российского производителя вместе с ЕБРР. КАМАЗ уже начал покупать у немецкого автоконцерна по контракту двигатели Mercedes-Benz, передние и задние мосты для части грузовиков, в том числе тягачей, и автобусов «Нефаз».

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский считает, что у КАМАЗа больше выгод заполучить МАЗ, и отказ МАЗа от объединения, в свою очередь, не приведет к его краху. «Выгода российской стороны в процессе слияния автомобильных предприятий достаточно крупная: это минские кабины с удовлетворительной энергономикой, тяжелые мосты, практически уникальные в своем производстве», – указывает эксперт. Для КАМАЗа белорусский завод интересен также тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля КАМАЗа пока меньше 5%.

МАЗ от объединения с КАМАЗом получит доступ к разветвленной сети заказчиков продукции на территории РФ. И это самый обоснованный довод для МАЗа в пользу слияния, считает эксперт. «Но достижения Белоруссии на рынке автомобильной промышленности сегодня настолько успешны, что вполне могут в той или иной мере компенсировать относительную недоступность к российскому рынку в случае срыва слияния МАЗа и КАМАЗа», – указывает Воскресенский.

В частности, на МАЗе в последнее время было освоено новое поколение грузовых автомобилей. У БелАЗа также успехи: объемы производства растут, а БелАЗ-7513 грузоподъемностью 136 тонн сейчас один из самых популярных у пользователей большегрузных самосвалов, рассказывает эксперт.

Поэтому слияние МАЗа и КАМАЗа для белорусского завода маловыгодно, соответственно, срыв объединения вряд ли может привести к экономическому краху предприятия, резюмирует Воксресенский.

И все же ситуация на российском рынке тяжелых грузовиков показывает, что КАМАЗ и МАЗ теряют свои рыночные доли из-за усиления конкуренции со стороны иностранных производителей.

По итогам 2012 года лидером в сегменте тяжелых грузовиков по-прежнему является КАМАЗ. По данным завода, в прошлом году он продал 39,3 тыс. грузовиков, включая сборочные комплекты. Продажи выросли на 2,7%. Однако доля КАМАЗа на рынке упала с 38,4% в 2011 году до 33,7% в 2012 году. Второе место занимает МАЗ, который продал около 15 тыс. грузовиков в России и занял 12,8% российского рынка.

Доля российского производителя грузовиков падает из-за иностранных компаний. Они увеличили свое присутствие на рынке с 39% в 2011 году до 48% в 2012 году. Среди иностранных грузовиков лидером на российском рынке по итогам прошлого года является MAN, за ним следует Scania, Ford Trucks, Hyundai и Isuzu.

Поэтому есть причины целесообразности объединения МАЗа и КАМАЗа. «Во-первых, вступление наших стран в ВТО делает грузовики МАЗа менее конкурентоспособными, равно как и КАМАЗа, но российский производитель, в отличие от белорусского, занимает около 30% от всего рынка грузовиков в РФ, тогда как белорусы занимают порядка 10–12% от рынка, и тенденция идет к снижению, так, за последние 10 лет доля МАЗа сократилась в 1,5 раза», –  объясняет аналитик ЗАО ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов.

Кроме того, после введения норм Евро-4 у КАМАЗа и МАЗа продажи будут снижаться, так как после вступления в ВТО на российский рынок хлынул поток предложений иностранных грузовиков, где за счет снижения таможенных пошлин требования по утилизационному сбору, от которых освобождены КАМАЗ и МАЗ, будут не сильно сказываться на их конечной стоимости, добавляет эксперт.

«Объективно МАЗ слабее и не сможет выдерживать возрастающую конкуренцию – его мощности рассчитаны примерно на 25 тысяч грузовиков в год, в то время как КАМАЗ может производить 57 тысяч, то есть почти в два раза больше. Объединение бы только усилило конкурентоспособность, а дальнейшая реорганизация производства смогла бы способствовать отвоеванию части внутреннего рынка», – добавляет Лукашов.#{ussr}

Кроме того, МАЗ сильно зависит от российского рынка. Если еще в 2009 году он 70% своей продукции реализовывал в Белоруссии и лишь 16% – в России, то сейчас доля нашей страны в продажах близка к 60%, указывает Лукашов.

«Я полагаю, что МАЗ без слияния с КАМАЗом не обанкротится, но серьезно замедлит темпы своего развития. Кроме этого, ему придется жестче конкурировать с российским автозаводом. Чтобы выдержать такую конкуренцию, необходимо постоянно модернизировать производство, а это стоит недешево», – отмечает эксперт.

«Скорее в нынешнем вопросе «объединяться или нет» стоит, в очередной раз, больше политическое разногласие», – резюмирует Лукашов.

История с печальным концом

Россия и Белоруссия уже третий год обсуждают перспективы объединения КАМАЗа и МАЗа. Сначала в феврале 2011 года госкорпорация «Ростехнологии» предложила руководству Белоруссии объединить две компании в одну, в результате чего КАМАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а власти Белоруссии получат пакет акций КАМАЗа.

Однако в ответ первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил, что белорусская сторона не намерена расставаться более чем с 49% МАЗа. От слияния акций Минск, таким образом, отказался.

Тогда Москва предложила создать совместное предприятие «Росбелавто» на базе МАЗа и КАМАЗа. Изначально предполагалось, что с белорусской стороны в холдинг войдут активы еще и других машиностроительных предприятий.

Принципиальные разногласия сторон состояли в том, что белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе (50% на 50%), в то время как Россия нацелена на получение контроля в создаваемом холдинге. Глава госкорпорации «Ростехнологии» (акционер КАМАЗа) Сергей Чемезов объяснял, что российская сторона должна иметь контрольный пакет (50% плюс одна акция), иначе структура будет неуправляемой.  Кроме того, создание СП с МАЗом на паритетной основе просто невозможно, потому что стоимости активов МАЗа и КАМАЗа сильно разнятся не в пользу белорусского предприятия, пояснял Чемезов.

Однако Белоруссия так не считает. В 2011 году Минск оценивал МАЗ в целых 2,5 млрд долларов, а КАМАЗ на тот момент стоил всего 2,02 млрд долларов, исходя из капитализации. МАЗ – непубличная компания, поэтому оценить ее стоимость сложно. Поэтому госкорпорация «Ростехнологии» предложила для начала провести официальную оценку обоих активов, а потом провести обмен акциям.

Белорусские власти привлекли оценщика – аудиторскую компанию Ernst & Young, которая оценила стоимость активов МАЗа в 800 млн долларов в феврале 2012 года. Но Лукашенко такая оценка не понравилась, и он потребовал повторной. Вторая оценка МАЗа, проведенная Ernst & Young – 1,095 млрд долларов. При такой стоимости, пояснял Семашко, в предполагаемом холдинге получается 54% акций российской стороны и 46% – белорусской, что Минск не устроило.

И все же в июне прошлого года Лукашенко неожиданно дал согласие на создание совместного холдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КАМАЗа. Хотя, опять же, Минск настаивал на создании СП на паритетной основе.

Впрочем, уже в ноябре президент Белоруссии пошел на попятную, заявив, что не видит экономической выгоды для МАЗа в приватизации и слиянии его с российским КАМАЗом. По его словам, КАМАЗ не собирается инвестировать полмиллиарда долларов в программу развития МАЗа. Предложить МАЗу что-то «технологически суперсовременное» КАМАЗ также не может. Новые рынки КАМАЗ дать не может, потому что и сейчас минский и российский заводы делят российский рынок между собой, указывал Лукашенко. Вот Ленинградская область готова закупать автобусы производства МАЗа, значит, спрос есть, привел пример президент Белоруссии.

По его словам, в настоящее время Минский автозавод закупает в России более 50% комплектующих для выпускаемой автотехники и металл для ее производства. В итоге Лукашенко признал это объединение с КАМАЗом искусственным и ненужным с экономической точки зрения.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете
Темы дня

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Бойцы «Востока» показали захваченный штаб ВСУ в центре Гуляйполя

Китай построил грузовое судно с 60 вертикальными пусковыми установками

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

Трамп заявил об ударе по «террористическим подонкам» в Нигерии

Американский лидер Дональд Трамп сообщил в соцсети True Social об атаке по боевикам ИГ (ИГИЛ, террористическая группировка, запрещенная в России) в Нигерии в качестве возмездия за их нападения на христиан.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт рассказал о «клещах» для освобождения трех ключевых городов Донбасса

Дружковско-Краматорско-Славянская агломерация представляет собой мощнейший укрепрайон. Наступление ВС России с востока практически невозможно. Поэтому армия обходит район с севера, а также с юга. Противник это понимает, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Юрий Кнутов. Ранее стало известно о стягивании войск ВСУ к трем ключевым городам Донбасса.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

Погибших при взрыве в Москве полицейских решено похоронить с воинскими почестями

Церемония прощания с инспекторами отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Южному округу Ильей Климановым и Максимом Горбуновым прошла на территории управления внутренних дел по Южному административному округу столицы.

Захарова показала подарок Путина на день рождения

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выложила в Telegram-канале фото подарка, который вручил ей в день рождения президент страны Владимир Путин.

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов