Уже до начала саммита было понятно, что переговоры будут очень непростыми. По бюджету на 7 лет было слишком уж много расхождений, что признавали и сами участники саммита.
Цифры сейчас слишком велики. Нужно их уменьшить, и если они не будут уменьшены, сделка не состоится
Канцлер Германии Ангела Меркель еще перед встречей высказала сомнение по поводу того, что стороны смогут прийти к соглашению. В итоге, только прозаседав всю ночь, участники встречи смогли констатировать, что прогресс есть. На кону бюджет в 1 трлн евро, подготовленный Еврокомиссией, и все споры идут вокруг того, насколько его нужно сокращать. Предыдущие переговоры в ноябре по этому вопросу провалились. Если семилетний бюджет принят не будет, его придется одобрять каждый год.
Основные торги шли между двумя сторонами. На одной – Великобритания, на другой – тройка стран, включающая Испанию, Италию и Францию. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон настаивает на существенном сокращении бюджета, президент Франции Франсуа Олланд, напротив, указывает, что это грозит Евросоюзу рецессией. Ангела Меркель выступает в качестве своего рода посредника.
Обсуждалась сумма в 942 млрд евро. Это на 15 млрд меньше последнего предложения Еврокомиссии, озвученного президентом ЕС Херманом Ван Ромпеем. Проблема в том, что Олланд хочет ее поднять, а Кэмерон – опустить. Как сказал Олланд перед саммитом, его последнее слово – 960 млрд евро. Кэмерона такая сумма не устраивает, он требует сократить эту сумму на «десятки миллиардов». А изначально обсуждалась сумма в 1,047 трлн евро, но она была быстро отвергнута.
«Цифры сейчас слишком велики. Нужно их уменьшить, и если они не будут уменьшены, сделка не состоится», – сказал премьер Великобритании. Источники в Брюсселе сказали, что если общая сумма сократится до приблизительно 913 миллиардов, Кэмерон сочтет это победой, передает The Guardian.
Есть еще одна сторона – это Европарламент. Именно он должен утверждать принятый бюджет на семь лет. Но дело в том, что глава Европарламента Мартин Шульц и слышать ничего не хочет о бюджете, принятом с дефицитом. А между тем доходная часть документа рассматривается в размере 900 млрд евро. То есть торг между Кэмероном и Олландом уже предполагает наличие дефицита, вопрос только, какого по размеру. Но даже если они договорятся, не факт, что Европарламент это пропустит.
«Еще в ноябре мне позвонил еврокомиссар по финансовому планированию и бюджету Януш Левандовский, чтобы сообщить, что нам не хватает средств на наши программы на ноябрь и декабрь. Из необходимых 9 млрд евро удалось изыскать только 6, – сказал Шульц на конференции. – В бюджете этого финансового года уже есть дефицит в 16 млрд евро, который сохранится, пока Еврокомиссия не согласует со странами-членами дополнение к нему».
По его словам, это означает, что ЕС уже оказался неплатежеспособен, и Европарламент не может допустить, чтобы в будущем дефицит бюджета структурно наращивался. «Базовые соглашения Евросоюза не позволят мне утвердить дефицитный бюджет», – категорически заявил он. По его словам, Европа, как и США, может столкнуться с «фискальным обрывом».
Кэмерон, помимо продвижения политики экономии, стремится сократить финансирование ЕС, считая, что обслуживание организации, которая съедает до 4% всего бюджета, обходится слишком дорого. В частности, он предлагает сэкономить на этой статье 7 млрд евро, сократив зарплатную ведомость на 10%, снизив пенсионные выплаты и т.п., сообщает Bloomberg.
Что касается Франции, то она, равно как Италия и Испания, в первую очередь заинтересована в сохранении крупнейшей статьи европейского бюджета – Общей аграрной политики, из которой эти страны получают огромные дотации на поддержку сельского хозяйства, передает ИТАР-ТАСС. В сущности, Олланда волнует только этот момент. Как и другие страны-доноры, Франция настаивает на жестком ограничении трат.
За этими спорами наблюдают беднейшие страны Евросоюза, те, которые получают больше, чем вносят. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы траты не сокращались. Всего таких стран 16. Премьер-министр Чехии Петр Нечас заявил, что готов наложить вето на семилетний бюджетный план, если его слишком сократят, передает «Интерфакс». «У меня есть четкий мандат правительства страны, и мы считаем это предложение неприемлемым», – сказал Нечас. Причем он это сказал в отношении сокращения до 960 млрд евро, которое та же Великобритания считает слишком мягким.
Ангела Меркель сказала, что самая важная задача, стоящая перед участниками, – покинуть Брюссель, придя к какому-нибудь решению. Но даже если этого не случится, есть запасной вариант. Если бюджет на 7 лет не будет принят, то он будет приниматься просто на ежегодной основе.
«Такой сценарий на практике более выгоден странам – получателям средств, поскольку бюджет 2013 года является самым большим за всю историю сообщества, – сказал Шульц. – Именно поэтому страны-доноры сегодня так стремятся внести радикальные сокращения в следующий план на 2014–2020 годы».
Тем не менее, в пятницу пришли обнадеживающие новости. Ряд источников сообщили, что участники переговоров близки к рамочному соглашению на уровне 960 млрд евро по расходным статьям и около 908 млрд евро по доходным. Причем, на первый взгляд, все стороны будут удовлетворены. Великобритании удалось добиться сокращения административных расходов Евросоюза, а также финансирования проектов в области трансграничного транспорта и инфраструктуры, энергетики и телекоммуникаций.
В то же время сокращения не затронули аграрную политику и структурные фонды на поддержку слаборазвитых территорий. Это значит, что Франция, Испания, Италия и бедные страны тоже должны быть довольны. По словам тех же источников, формальное соглашение по бюджету будет сформулировано до конца пятницы.