В понедельник в Москве прошла встреча главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко с делегацией Грузии по поводу возобновления поставок на российский рынок грузинского вина и минеральной воды. По итогам двусторонних переговоров в Москве грузины заявили, что это может случиться уже весной этого года.
Вино не будет дешевым, цена – от 300 рублей за бутылку
«Может быть, в конце весны грузинская продукция уже поступит на российский рынок», – заявил председатель Национального агентства вина Грузии Леван Давиташвили после переговоров. В свою очередь Онищенко не исключил, что возвращение грузинского вина в торговые сети России может произойти и раньше. «По моему мнению, это реально и быстрее», – сказал глава Роспотребнадзора (цитаты по РИА «Новости»).
Напомним, что Роспотребнадзор запретил ввоз на российский рынок грузинских вин и минеральной воды «Боржоми» весной 2006 года. Это произошло после обострения грузино-российских отношений, официальной причиной запрета было названо низкое качество грузинской продукции. Онищенко в свою очередь отказался переносить этот вопрос в политическую плоскость.
Ориентировочно на следующей неделе специалисты Роспотребнадзора направятся с инспекцией на грузинские предприятия, которые уже предоставили документы для возобновления поставок продукции в РФ. «Общий список таких предприятий сегодня – чуть более 60», – сообщил Онищенко.
Следующим шагом после инспекции предприятий, по его словам, станет регистрация грузинской продукции в России. «После этого – допуск на российский рынок. Допуск будет идти через таможню», – рассказал Онищенко.
Во время инспекции специалистов Роспотребнадзора будет интересовать, как в Грузии организована национальная система контроля за продукцией, чтобы российские потребители были защищены от подделок.
#{ussr}Чтобы обезопасить россиян от контрафакта, на первых этапах, если российские власти все же разрешат возобновить поставки грузинского вина, виноделам будет запрещено ввозить на территорию РФ виноматериалы, «это то, что ввозится в цистернах, а потом здесь разливается», сказал Онищенко. По его словам, такой способ дистрибуции способствует распространению контрафактной продукции, потому что на территории России вино просто-напросто разбавляют.
Триумфа не будет
Грузинские виноделы уже подсчитали, что способны поставить на российский рынок около 10 млн бутылок вина. «Вино не будет дешевым, цена – от 300 рублей за бутылку», – сказал Давиташвили. Однако он уверен, что проблем с реализацией на территории России грузинского вина не возникнет: по его мнению, россияне не забыли вкуса таких вин, как «Киндзмараули» и «Хванчкара».
При этом глава Роспотребнадзора отметил, что сам по себе факт устранения государственных барьеров не должен ввести грузинских виноделов в эйфорию, поскольку им вновь спустя шесть лет предстоит завоевывать российский рынок. «Им нужно найти место на нашем рынке. Им сейчас просто надо найти, куда везти, полки-то заняты», – считает он.
Эксперты согласны с Онищенко: грузинским производителям придется сильно постараться, чтобы вернуть себе хотя бы 1% российского рынка, тогда как до 2006 года они занимали около 10%.
«Ситуация на российском рынке с момента ухода грузинских вин сильно изменилась. Грузины и до запрета продавали некоторые вина по 300 рублей, но тогда в этой ценовой категории было свободно. Сегодня пустого места на полках с винами по этой цене нет. Здесь представлено много хороших вин российского производства и вин практически из всех винодельческих стран. Если шесть лет назад, например, французы старались продавать свое вино по 600–700 рублей и выше, то сегодня за 300 рублей вы найдет и французское, и испанское, и итальянское, и чилийское вино», – рассказывает газете ВЗГЛЯД президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
«А покупателей в этой ценовой категории не так много. Россияне чаще покупают вино в ценовой категории 150–300 рублей», – добавляет он.
«Поэтому грузинским виноделам придется серьезно конкурировать на полке и в процессе продвижения доказывать, что за их вино стоит заплатить 300 рублей. Триумфального шествия не будет, но какую-то свою нишу они займут, потому что наш покупатель достаточно лоялен к бренду грузинского вина», – считает Попович.
«Если бы грузины смогли предложить очень хорошее по качеству вино по 150 рублей, тогда они смогли бы занять очень хорошую долю на рынке. А так речь может идти о долях процента от российского рынка. Если они когда-нибудь смогут занять 1% российского рынка, тогда я скажу, что это победа», – считает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Спрос на грузинские вина может оказаться на высоком уровне, особенно на первоначальном этапе в условиях спекулятивного интереса, подогреваемого широким информационным фоном, соглашается аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Несмотря на многолетнее эмбарго, лояльность российских потребителей к широко известным и популярным еще с советских времен брендам грузинских вин остается весьма высокой. И это важное конкурентное преимущество», – добавляет он.
Однако и по его оценкам, грузинские вина даже при самом благоприятном сценарии в среднесрочной перспективе смогут претендовать на долю не более 1% в общем объеме рынка. «Данный показатель будет ограничен как высокой конкуренцией на рынке, в том числе в очень насыщенном среднем ценовом сегменте, так и собственно сравнительно небольшим экспортным потенциалом страны, который, по предварительным оценкам, составит менее 1 млн дал, что при общем объеме российского рынка свыше 100 млн дал (по итогам 2011 года – 103 млн дал), конечно, не позволяет говорить о какой-либо заметной экспансии», – поясняет Клягин.
Раньше 80% грузинских вин шло на продажу в Россию, однако после ведения запрета экспортный потенциал Грузии упал. Многие производители перепрофилировались на другие рынки. Теперь грузинское вино экспортируется в 50 стран по всему миру. Главным покупателем стала Украина. При этом на украинском рынке грузинские вина стоят дороже. Так, на сайтах киевских магазинов можно найти вино «Киндзмараули» по цене от 400–500 рублей.
Однако, как оказалось, никто не любит грузинское вино так сильно, как в свое время его любили россияне, а до того – граждане всего СССР. Грузия сейчас экспортирует только одну треть от того, что она поставляла в Россию шесть лет назад.
В 2011 году поставки грузинского вина выросли почти на 40% до 16,9 млн литров (54 млн долларов). К 2015 году планируется удвоить экспорт грузинского вина, а производство увеличить на 50% – до 40 млн бутылок в год. По данным ЦИФРА, в 2005 году до введения эмбарго в Россию ежегодно поставлялось около 60 млн бутылок грузинского вина, однако сейчас виноделы говорят об экспорте лишь 10 млн бутылок.
Что касается России, то в денежном выражении объем российского рынка вина оценивается разными экспертами в 7–8 млрд долларов. Однако вино в России пьют куда меньше, чем водку и пиво. Среднедушевое потребление вина в России формируется на невысоких уровнях – около 7 литров в год для плодовых и виноградных вин и менее 2 литров в год для игристых и шампанских вин, что в среднем в 3,5–5 раз ниже показателей, характерных для европейских стран, указывает Максим Клягин.
При этом наибольшим спросом пользуются импортные вина, которые занимают 25% общего рынка вин, а в сегменте виноградных вин на зарубежную продукцию приходится более трети рынка. Основные страны-поставщики – это Франция, Испания, Португалия, Италия, Германия, Чили, Аргентина, Молдавия.