Экономика

28 ноября 2013, 14:02

Китай опутает Африку железными дорогами

Фото: Reuters

Китай усиливает свои позиции в Африке, предлагая местным правительствам инвестиции в развитие инфраструктуры, в частности железных дорог. КНР интересуют полезные ископаемые континента. Побороться с китайцами в Африке могла бы российская корпорация РЖД.

В Африке наступает бум инфраструктурного строительства. Слабое развитие дорог, портов, путей сообщения на фоне бурного развития местной торговли становится фактором, привлекающим инвестиции из-за рубежа.

С одной стороны, образуется доступ на глобальные рынки, а с другой – стимулируется региональная торговля

Всерьез строительством железных дорог в Африке занимались более 100 лет назад Великобритания и Франция, строившие пути для доставки кофе и чая в Европу. Но теперь эти страны не в состоянии браться за такие проекты. «Потребность в зарубежном транспорте огромна. Железные дороги – ключ к росту региональной торговли», – замечает глава частной компании Rift Valley Railways Дарлан Фабио де Давид. Его компания занимается восстановлением дороги из Момбасы (Кения) в Кампалу (Уганда), которая была построена британскими инженерами в 1896–1901 годах.

Но главным игроком на рынке железнодорожного строительства станут, судя по всему, не частные компании, а корпорации из Китая. Банк Export-Import Bank of China вложит 4 млрд долларов в линию Момбаса – Найроби, которая будет действовать параллельно устаревшей, построенной в колониальные времена железной дороге. Специалисты говорят о возрождении ушедшей эпохи активного железнодорожного строительства на просторах африканского континента.

«Наблюдается большая активность в железнодорожной отрасли на востоке Африки. С экономической точки зрения это очень прибыльное дело. С одной стороны, образуется доступ на глобальные рынки, а с другой – стимулируется региональная торговля», – отмечает заместитель директора африканского департамента МВФ Роджер Норд.

На церемонии начала строительства железной дороги Момбаса – Найроби будут присутствовать президенты Кении, Уганды, Руанды и Южного Судана. Это является знаком того, что в Африке всерьез ожидают строительства сотен километров железнодорожных путей далеко вглубь континента – к Кигали (Руанда) и Джубе (Южный Судан), пишет Financial Times.

Другим большим проектом можно назвать восстановление пути между Аддис-Абебой, столицей Эфиопии, и портом Джибути длиной 756 км. Приблизительная стоимость проекта – 3 млрд долларов. Строительство началось несколько месяцев назад, ветка прокладывается параллельно заброшенному пути, построенному Имперской железнодорожной компанией Эфиопии в 1894–1917 годах. Финансированием строительства занимается все тот же китайский банк Export-Import Bank of China. По расчетам, новая железная дорога позволит сократить время в пути между Аддис-Абебой и Джибути больше чем наполовину, соответственно, снизятся и издержки.

Возможности частных компаний из других стран куда скромнее. К примеру, инвестиционные группы Citadel Capital из Египта и Transcentury из Кении потратят в течение следующих трех лет около 300 млн долларов для восстановления существующей линии между Момбасой и Кампалой длиной 2200 км.

Критики утверждают, что китайцы задирают цены на рынке, особенно это касается проектов в Кении, и что по факту китайские строительные компании одерживают победы в государственных тендерах в обмен на финансовую помощь со стороны Пекина. И ведь, помимо самого строительства линий Момбаса – Найроби и Аддис-Абеба – Джибути, Китай поставит большую часть подвижного состава, включая локомотивы на миллионы долларов. К примеру, компании, занимающиеся веткой Момбаса – Кампала, не связанные с Китаем, закупят американские локомотивы производства General Electric.

Китай проводит активную экспансию в инфраструктурных проектах не только в Восточной Африке. China Railway Construction в начале ноября подписала контракт с правительством Нигерии на строительство железной дороги в стране стоимостью 1 млрд долларов. Также эта компания участвует в модернизации линии Лагос – Кано, стоимость проекта – 8,3 млрд долларов. Также китайцы вкладывают миллиарды долларов в порты, автотрассы, трубопроводы, дамбы.

Их интересуют полезные ископаемые континента: суданская нефть, замбийские медь и кобальт, южноафриканское золото, нигерийский уран. «КНР действует как пылесос, ей нужны ресурсы со всего мира, в том числе из Африки», – сказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры мировой экономики МГИМО Денис Дегтерев.

Торговля в Африке развивается бурными темпами. Причем речь идет именно о региональной торговле. Объем торговли между странами Восточноафриканского сообщества (Бурунди, Уганда, Руанда, Кения, Танзания), по подсчетам МВФ, вырос с 689 млн долларов в 2000 году до 2,4 млрд долларов к концу 2012 года. В прошлом году Уганда стала крупнейшим торговым партнером Кении, вытеснив с этой позиции Великобританию впервые с того момента, как Найроби получил независимость от Лондона 50 лет назад.

Заинтересованы в строительстве железных дорог и такие страны, как Демократическая Республика Конго и Южный Судан. Главный аргумент – снижение стоимости транспортировки. Большая часть грузов в Восточной Африке перевозится по автотрассам, из Момбасы каждый день отправляются 3300 грузовиков, что стало тяжелой транспортной проблемой для властей. Железные дороги разгрузят трассы. Как сказал директор Африканского банка развития в Найроби Габриэль Негату, железные дороги «изменят правила игры» в регионе.

Конкурентом Китая на рынке Африки вполне могла бы стать российская монополия РЖД. Летом суданское правительство предложило России участвовать в строительстве трансафриканской железной дороги из Дакара (столица Сенегала) в Порт-Судан в Красном море. Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны. Порт-Судан – единственный порт Судана, через который проходит большая часть экспорта. В перспективе эта железная дорога должна будет связать столицу Сенегала также с портом Джибути.

Также в октябре вице-президент РЖД Александр Салтанов заявил, что РЖД интересуются участием в реализации инфраструктурных проектов в Эфиопии. У РЖД уже есть неудачный опыт работы в Африке. Из-за гражданской войны в Ливии в 2011 году РЖД пришлось заморозить проект строительства железной дороги Бенгази – Сирт стоимостью 2,2 млрд евро. Под вопросом железнодорожный проект в Алжире стоимостью 800 млн евро, где РЖД выиграли тендер еще в 2008 году, однако в 2010 году, как писали алжирские СМИ, этот договор был аннулирован. В РЖД в прошлом году говорили, что формально все еще являются победителями тендера, но остаются политические риски, которые могут повлиять на реализацию этого контракта.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове
Темы дня

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не увидел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

США огорчили Европу своей стратегией безопасности

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

МАГАТЭ: Саркофаг Чернобыльской АЭС утратил функции обеспечения безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что новый саркофаг на Чернобыльской АЭС утратил свои основные функции обеспечения безопасности.

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове

В результате удара российских беспилотников в районе Димитрова (украинское название – Мирноград) было уничтожено замаскированное опорное укрытие украинских военных, сообщил командир взвода беспилотных систем с позывным «Ромео».

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

Фидан: У России много причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине

Россия имеет множество причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине, заявил глава МИД Турции Хакан Фидан, комментируя отношения Москвы и Брюсселя, сообщает издание Altıgercek.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Удары ВСУ по Новороссийску повысили цены на энергорынке

Удары украинских дронов по Новороссийску привели к росту мировых цен на энергоресурсы, сообщило издание The National Interest.

WSJ: Европа шокирована новой стратегией нацбезопасности США

Публикация новой стратегии нацбезопасности США вызвала недоумение в европейских столицах из-за жесткой критики и требований усилить самостоятельную оборону, пишет Wall Street Journal.

Сын убил отца ради квартиры в центре Москвы

В центре Москвы сын убил своего отца ради наследства, намереваясь продать квартиру и отдать часть средств соучастнику, сообщила прокуратура Москвы.

МИД заявил о потере ЕС 1,6 трлн евро из-за санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов