Экономика

25 октября 2013, 20:01

Цены на авиабилеты предложено регулировать законодательно

Фото: ИТАР-ТАСС

ФАС настаивает на том, что невозвратные авиабилеты должны быть как минимум на четверть дешевле, чем самые дешевые возвратные билеты. И оформлено это должно быть поправками в Воздушный кодекс. Между тем Минтранс и эксперты не поддерживают эту идею. Антимонопольное ведомство объяснило, откуда взяло такую разницу в цене.

«Мы поддерживаем поправки в Воздушный кодекс – введение невозвратных тарифов – как меру по защите интересов и прав потребителей. Но мы говорим о том, что невозвратными билетами должны быть билеты дешевле самого дешевого возвратного билета не менее чем на 25%», – заявил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

Невозвратные – они на то и невозвратные, что должны быть дешевле

В противном случае, отметил Рутенберг, авиакомпании могут начать использовать невозвратные тарифы в каком-либо другом ценовом сегменте. «Потребители не выиграют ровным счетом ничего, – добавил он. – Невозвратные – они на то и невозвратные, что должны быть дешевле».

В своей оценке ФАС ориентируется на требования статьи 108 Воздушного кодекса, где при отказе пассажира от полета меньше чем за сутки авиакомпания удерживает 25% от уплаченной за поездку суммы, отметили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе антимонопольного ведомства. При этом в ФАС считают, что этот показатель должен носить не универсальный характер, а применяться только на линиях с ограниченной конкуренцией.

Однако Минтранс такое предложение ФАС не поддерживает, в июле этого года ведомство отвергло его. Тогда ФАС также настаивала на том, что невозвратные тарифы должны быть дешевле возвратных не менее чем на 25% на линиях внутри России, где перевозки выполняют меньше трех авиакомпаний. Также ведомство предлагало не ограничивать применение невозвратных тарифов на международных линиях и внутренних маршрутах, где работают от трех и более авиакомпаний.

В одном из интервью глава ФАС Игорь Артемьев даже заявил, что минимальную разницу в цене надо закрепить законодательно. «Потому что у нас в России если это не сделать, то однозначно невозвратный билет будет еще и дорогим», – сказал Артемьев.

Минтранс усмотрел в этом попытку госрегулирования тарифов на авиаперевозки, которая не предусмотрена российскими законами. Департамент промышленности и инфраструктуры правительства поддержал позицию Минтранса, заметив, что предложения ФАС противоречат рыночным отношениям.

Законопроект Минтранса предполагает, что пассажир, купивший билет по невозвратному тарифу, сможет вернуть за него деньги только в трех случаях: из-за подтвержденной документами внезапной болезни, из-за болезни или смерти члена семьи пассажира (если он должен был лететь вместе с пассажиром) и если авиакомпания задерживает рейс. Если авиакомпания сама решает отказать пассажиру (например, из-за его алкогольного опьянения), то деньги за билет, купленный по невозвратному тарифу, не возвращаются.

Эксперты считают, что экономия на невозвратных билетах будет скромнее, чем рассчитывает ФАС. «Если будут приняты все озвученные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс – отмена обязательной нормы бесплатного багажа, питания на борту и возврата «невозвратных» тарифов, – то стоимость билета должна снизиться на 10–15% у традиционных перевозчиков», – считает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но это будет касаться билетов эконом-класса, а премиальные билеты сохранят в тарифе и цену «возвратности» билета, и стоимость питания на борту и бесплатного провоза багажа.

С другой стороны, «Аэрофлот» благодаря этим нововведениям решился на создание бюджетной авиакомпании и пообещал продавать билеты на целых 20–40% дешевле, чем у обычных авиаперевозчиков. В «Аэрофлоте» обещают успешно конкурировать с ценами на билеты на железнодорожные СВ, купе и даже плацкарт. Как писала газета ВЗГЛЯД, в начале октября «Аэрофлот» уже зарегистрировал лоукостер «Добролет», взяв название из своего советского прошлого.

Разница в цене между обычным билетом и невозвратным билетом, безусловно, должна быть, однако установка твердой цифры и закрепление ее на законодательном уровне представляются не совсем справедливыми, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Во-первых, потому что у всех авиакомпаний разные издержки, если уравнять разницу в цене билетов, то это означает, что бизнес некоторых компаний может быть поставлен под угрозу, например, потому что они работают не на самых выгодных направлениях, однако по-прежнему перевозят людей, обеспечивают мобильность населения, связывают отдаленные регионы с другими», – объясняет эксперт.

«Во-вторых, ситуация в экономике, конъюнктура рынка меняются, и если закрепить законодательно разницу, то авиакомпании не смогут реагировать на эти изменения, будут нести убытки, что негативно скажется на всем рынке авиаперевозок, есть риск банкротства ряда авиакомпаний», – добавляет Дмитрий Баранов.

«Использование статьи 108 Воздушного кодекса в качестве аргумента никто запретить не может. Но проблема в том, что она описывает совершенно конкретную ситуацию, когда пассажир отказывается от полета за сутки до него, а ведь он может сделать это и раньше этого срока, и позже», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Эксперт предлагает несколько компромиссных вариантов решения спорной ситуации. Во-первых, можно сами авиакомпании попросить установить ограничение разницы цены билетов, а уж конкуренция сама все расставит по местам: те, у кого разница будет минимальной, просто не заинтересуют пассажиров, предлагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

«Другим возможным вариантом может стать установление жесткой разницы в цене на билеты, но с возможностью пересматривать ее несколько раз в год либо вводить какие-то поправочные коэффициенты в зависимости от сезона и спроса на перевозки. И, наконец, третьим вариантом может стать введение предлагаемой ФАС разницы в 25%, но тогда государство должно будет предусмотреть какие-то другие виды компенсаций (льгот) авиакомпаниям, чтобы они смогли поддерживать разницу в таком размере», – резюмирует эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

Российские военные нанесли удар по складу с БПЛА и позициям ВСУ в Харькове

ВС России нанесли удар по складу с беспилотниками и месту дислокации украинских военных в районе метро «Основа» в Харькове, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?