Экономика

20 сентября 2012, 19:33

Азаров надеется, что РФ отменит утилизационный сбор на авто

Фото: ИТАР-ТАСС

Украина, похоже, осознала, что силовые методы противодействия российским торговым ограничениям не работают. Украинский премьер Азаров теперь надеется на взаимную отмену утилизационного сбора на автомобили. Оно и понятно: как говорят эксперты, украинская промышленность рискует сильно пострадать от введения данного сбора, а российской, по большому счету, все равно.

Премьер-министр Украины Николай Азаров надеется договориться с Россией о взаимном неприменении 30-процентного утилизационного сбора на автомобили.

Введение сбора со стороны украинских властей является скорее жестом недовольства политикой Москвы, чем серьезным экономическим давлением на Россию

«Мы сейчас проводим переговоры и пытаемся договориться о взаимном неприменении утилизационного сбора. Я надеюсь, что мы договоримся», – сказал он в интервью украинским телеканалам в четверг.

Азаров особо подчеркнул, что речь не идет о войнах между странами. «Речь здесь идет о создании таких торговых режимов, при которых поддерживается прежде всего отечественный товаропроизводитель», – приводит его слова РИА «Новости».

Проблема в том, что у России и Украины отечественный производитель – разный.

История с продолжением

Киев и Москва оказались в состоянии полноценного торгового конфликта из-за введения Россией утилизационного сбора на импортные авто с 1 сентября.

Последняя пошла на этот шаг осознанно. Утилизационный сбор призван заменить 5-процентное снижение импортной пошлины после вступления России в ВТО.

Николай Азаров сначала говорил, что Киев рассчитывает договориться с Москвой о том, что Украины это не коснется. Однако Россия не стала делать исключений. И вот 12 сентября стало известно, что аналогичный сбор с автомобилей российского производства ввела и Украина – в качестве ответной меры.

Эксперты транспортной отрасли Украины отмечали, что решение России значительно ужесточает конкуренцию для поставляемых на российский рынок украинских легковых автомобилей, для автобусов создает угрожающую ситуацию, а для большегрузных автомобилей (КрАЗ) практически закрывает российский рынок.

Машины украинской сборки для россиян стали заметно дороже. Легковые авто выросли в цене минимум на 10%. Автобусы – на 15%. А грузовики подорожали и вовсе на треть.

Россия, напомним, является самым крупным экспортным рынком для украинских автомобилей. По данным Госстата, за шесть месяцев 2012 года Украина экспортировала в РФ 13,9 тыс. автомобилей на сумму 108 млн долларов. Причем более 50% этой продукции приходилось на Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ, входит в состав УкрАВТО) – крупнейшего автопроизводителя Украины. Утилизационный сбор в РФ уже отразился на планах его производства.

Как заявил накануне журналистам вице-президент УкрАВТО по производству Олег Папашев, производственные планы на этот год с учетом ситуации на рынке сокращены ориентировочно до 50 тыс. автомобилей. Это на 25% ниже предыдущего прогноза и на 18% меньше фактического выпуска в 2011 году. Впрочем, эти цифры могут измениться. Все будет зависеть от того, решится ли «утилизационная» проблема.

Помимо УкрАВТО, легковые автомобили на российский рынок поставляет корпорация «Богдан», грузовые – АвтоКрАЗ, автобусы – ЛАЗ, «Черкасский автобус», а также корпорации «Богдан» и «Эталон».

Вполне предсказуемым было и то, что введение Украиной утилизационного сбора повлечет наступление негативных последствий для российских автопроизводителей. Первым ощутить их на себе может АвтоВАЗ, отмечают эксперты.

Согласно данным «Автостата», за первое полугодие 2012 года из России на Украину было поставлено 18,8 тыс. автомобилей. Для АвтоВАЗа Украина является вторым по объемам продаж рынком.

Утилизационный сбор Украины применительно к российским автомобилям (как в случае с украинскими машинами) повлечет за собой рост их стоимости и снижение привлекательности для украинских потребителей. А это уже грозит убытками для российского автопрома.#{ussr}

«Политическая провокация»

Эксперты напоминают, что введение утилизационного сбора Россией противоречит условиям соглашения о беспошлинной торговле. В соответствии с ним товар российского или украинского происхождения передвигается на обоих рынках без дополнительных пошлин. «Данное межгосударственное соглашение ратифицировано всеми внешними институтами, в том числе и ВТО. Тем самым Россия нарушает правила ВТО, оставляя свои рынки закрытыми для конкурентов», – говорит директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор» Глеб Славутский.

По словам адвоката юридической компании «Налоговик» Антона Соничева, со вступлением России в ВТО трудно ожидать иного предложения от Николая Азарова. «Взаимные налоговые барьеры между странами – участницами ВТО недопустимы, и существование взаимного утилизационного сбора между Россией и Украиной вряд ли было бы возможным в течение длительного промежутка времени», – резюмирует он.

По мнению Соничева, введение утилизационного сбора со стороны Украины может быть ощутимым для России, но не слишком сильно. Как отмечают чиновники из Евразийской экономической комиссии, за последние годы на Украине отсутствует значительный рост импорта автомобилей, в том числе из стран Таможенного союза. Наблюдается даже некоторое падение.

«Введение сбора со стороны украинских властей является скорее жестом недовольства политикой Москвы, чем серьезным экономическим давлением на Россию», – указывает Соничев.

Зато для украинских автопроизводителей российский утилизационный сбор станет реальным ударом, поскольку украинские автомобили в России представлены в низком ценовом сегменте, где спрос очень эластичный, поясняет Глеб Славутский.

«Реакция потребителя будет моментальной, что приведет к вытеснению с российского рынка украинских автомобилей. Украинская автомобильная промышленность будет вынуждена переориентироваться на внутренний рынок. Быстро выйти на другие международные рынки Украине не удастся, в отличие от России», – говорит эксперт.

Взаимная отмена сбора будет неравносторонним обменом, уверен аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

«Во-первых, компании, ввозящие автомобили на территорию Украины, смогут договориться с компаниями, занимающимися утилизацией, и заключить долгосрочные контракты, но фактически платить они будут через пять–семь лет, когда потребуется утилизация текущих автомобилей. Во-вторых, АвтоВАЗ, который имеет интерес на Украине, и сам будет собирать свои модели на «Богдане», а значит, платить сбор не будет», – поясняет он.

Остаются только ГАЗ и иностранцы, которые производят свои автомобили в России. Но по большей части иномарки на Украину везутся из Европы, так что ущерб будет минимален, добавляет аналитик. «В целом сбор со стороны Украины скорее похож на политическую провокацию, нежели несет под собой экономический смысл», – заключает он.

Славутский называет два варианта решения проблемы для Украины: либо Россия все-таки сделает для Украины исключение и отменит утилизационный сбор, либо, чтобы не потерять российский рынок, украинским предприятиям придется локализовать производство в РФ.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?