«Мы хотели бы отметить, что никакого решения отложить работу над освоением месторождения не было», – говорится в кратком заявлении французской группы, которая совместно с Газпромом и норвежской Statoil разрабатывала проект.
Мы хотели бы отметить, что никакого решения отложить работу над освоением месторождения не было
Так Total отреагировала на сообщения о том, что Газпром, который выступает оператором проекта, отложил на неопределенный срок принятие инвестиционного решения по Штокману, сообщает Market Watch.
Финальное инвестрешение по Штокману неоднократно переносилось в последние годы. Партнеры объясняли это неурегулированным налоговым режимом на шельфе, высокими затратами, техническими противоречиями и сложностью рынка. Между партнерами царили разногласия, которые касались того, как лучше развивать этот проект. Зарубежные компании были также недовольны финансовыми условиями, предложенными правительством России.
В среду член правления Газпрома Всеволод Черепанов заявил, что партнеры по консорциуму Shtokman Development решили приостановить освоение Штокмана на неопределенный срок из-за высоких затрат.
Тем не менее заявления Total означают, что этот проект слишком важен для партнеров, чтобы о нем забыть. «Партнеры пришли к выводу, что стоимость проекта является слишком высокой», – отметили представители французской компании. Они добавили, что «партнеры проводят технические исследования по достижению экономической целесообразности этого проекта».
Источник, близкий к переговорам по Штокману, сказал, что партнеры надеются подписать предварительные документы по обновленному проекту к концу сентября. Сейчас партнеры обсуждают вопросы инфраструктуры месторождения и маркетинга газа, сообщает Reuters.
По словам источника, Total пока не хочет сдавать акции проекта, потому что опасается, что останется ни с чем на фоне участия в конкурирующем проекте с «Новатэком» – Ямал СПГ. «Total подставила ногу в закрытую дверь», – отметил источник.
По оценкам специалистов, в водах Арктики содержится до 25% мировых запасов углеводородов. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,9 трлн кубометров газа. Оператор реализации первой фазы месторождения – Shtokman Development AG, где Газпрому принадлежало 51%, французской Total – 25%, норвежской Statoil – 24%.
Основными проблемами Штокмана остаются отсутствие льгот и неопределенность по поводу основного рынка сбыта. Все это осложняло техническое и финансовое планирование. Несмотря на множественные обещания, льготы проекту выделены так и не были. По мнению экспертов, инвестиционное решение по Штокману подорвали низкий спрос на газ в Европе и сланцевая революция в США.
Впрочем, по мнению директора по управлению активами ИК «Трейд Портал» Николая Солабуто, через пару лет над Штокманом вновь начнется активная работа.
«Месторождений больше нет, и начинается эра дорогого газа. Все понимают, что и новые месторождения, и добыча газа из сланца – все это приводит к получению товара с высокой себестоимостью. Как только все сроднятся с тем, что больше нет дешевых ресурсов, новые проекты будут открываться вновь. Еще год-два, и мало кто будет говорить «дорого» и откладывать реализацию проекта, все будут активно вкладывать деньги в разведку и добычу газа на трудно досягаемых территориях», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт.
Тем временем за освоение Арктики решили взяться США. В четверг администрация Барака Обамы дала компании Shell согласие на бурение нефти в арктических водах.
Представители администрации подчеркнули, что Shell разрешено начать первоначальную работу и пробурить на 1400 футов ниже поверхности Чукотского моря, не проникая в подземные запасы нефти. Береговая охрана США уже дала соответствующий сертификат на начало такой работы, передает SFGate.
В Shell отметили, что это важный поворот в шестилетних попытках компании начать бурение в отдаленных арктических водах.
Представители администрации Барака Обамы отвергли слова экологов, которые обвиняют власти в том, что они дали Shell добро, стремясь показать свою лояльность в преддверии выборов. «Shell не будет разрешено бурение в районах, которые могут содержать нефть, до тех пор, пока необходимые системы защиты от разлива нефти не будут полностью сертифицированы», – сказал глава департамента по вопросам охраны и экологического контроля США.
США могут стать достойным конкурентом России на рынке нефти и газа в перспективе ближайших 20 лет, отметил содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. «Даже при текущих прогнозах добычи и потребления, не учитывающих ресурсы Арктики, уже к 2022 году США смогут стать крупным экспортером газа. К тому моменту доля сланцевого газа в общей структуре добычи составит 40%. Однако стоит учесть, что потенциал импорта будет сдерживаться ростом внутреннего потребления энергоносителей», – подчеркнул эксперт.