Президент Бразилии Дилма Руссеф объявила в среду о приватизации транспортной системы страны и выделении масштабных инвестиций в эту отрасль.
Бразилии мешают неразвитая инфраструктура и нехватка квалифицированной рабочей силы
Основным этапом программы станет передача девяти автомобильных и 12 железных дорог в концессионное управление. «Мы начинаем с железных и автомобильных дорог, но очевидно, что мы позаботимся и о строительстве аэропортов и морских портов», – заявила Дилма Руссеф на встрече с политиками и ведущими бизнесменами Бразилии.
Экономика Бразилии в 2010 году выросла на 7,5%. Это был лучший результат за последние два десятилетия. Но в прошлом году экономический рост замедлился до 2,7%. В этом году эксперты спрогнозировали рост экономики Бразилии на уровне 2%. Бразилии мешают неразвитая инфраструктура и нехватка квалифицированной рабочей силы. Все это увеличивает расходы правительства и тормозит развитие промышленности, пишет The Financial Times.
Власти Бразилии предложат инвесторам вложиться в строительство 7,5 тыс. км автомобильных и 10 тыс. км железных дорог. По словам министра транспорта страны Паулу Пассоса, эти меры позволят удвоить мощность основных транспортных магистралей страны.
Более половины общего объема инвестиций будут потрачены на строительство автодорог в течение пяти лет. Остальные траты растянутся на 25 лет. Финансирование инфраструктурных проектов будет осуществляться на льготных условиях.
В дополнение к объявленным мерам по инвестициям в инфраструктурные проекты власти Бразилии намерены уменьшить стоимость энергии для промышленности на 10%, отменив ряд федеральных налогов, передает BBC.
Старший кредитный стратег банка Standard Chartered Брет Розен считает, что масштабная программа приватизации – шаг в правильном направлении, поскольку слабая инфраструктура препятствует экономическому росту Бразилии. «Однако делать объявление легко, вся сложность заключается в исполнении этой программы. Ведь у Бразилии и других стран Латинской Америки практически нет опыта по развитию инфраструктуры», – добавил эксперт.
«Программа очень масштабная и составляет 11% от ВВП Бразилии. Но вопрос об эффективности таких программ стимулирования спорен. Безусловно, какой-то положительный эффект будет, однако в случае глобальной рецессии «плетью обуха не перешибешь» – пострадают все», – заявил газете ВЗГЛЯД начальник отдела управления инвестициями ИФК «Солид» Михаил Королюк.
Стоимость перевозки контейнеров в Бразилии более чем в два раза выше, чем в Китае, и в 1,5 раза выше, чем в Индии. При этом бразильские порты славятся большими задержками при перевозке грузов.
Ранее Бразилия уже продала инвесторам права на реконструкцию и управление тремя местными аэропортами, чтобы ускорить подготовку транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2014 году и Олимпийским играм в 2016 году.
Между тем эксперты предупреждают, что меры по развитию инфраструктуры окажут лишь краткосрочное влияние на экономику. «Это плюс в долгосрочной перспективе, но в ближайшее время это не улучшит перспективы экономического роста», – сказал экономист банка Merrill Lynch Дэвид Бекер.
Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский видит в программе Бразилии тревожные симптомы. «Достаточно вспомнить кризис 2008 года, когда и ведущие экономики мира (например, США) осуществляли подобные программы стимулирования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Штаты в период кризиса потратили на строительство мостов, дорог, аэропортов больше 800 млрд долларов. Представляется, что и России уже пора задуматься о подобных мерах. Сейчас в правительстве рассматривают возможность выпуска инфраструктурных облигаций – возможно, это может стать первым шагом по запуску стимулирующих программ, которые могут понадобиться уже этой осенью», – считает эксперт.