Экономика

14 августа 2012, 22:30

В Казани появится авиационный технопарк

Фото: ИТАР-ТАСС

В Казани на базе КАПО им. Горбунова появится авиастроительный технопарк. В планах не только производство комплектующих для авиаотрасли, но и выпуск готового продукта – самолета. Особый налоговый режим, которым будет пользоваться технопарк, дает надежду на возрождение российского авиапрома.

О планах по созданию авиационного технопарка на базе ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (КАПО) во вторник сообщил президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян.

Ан-70 – это сложный большой транспортный самолет. Чтобы его строить, нужно обладать определенной компетенцией. Эта задача под силу только большому авторитетному заводу

Соответствующее соглашение было подписано перед конференцией между ОАК, КАПО, правительством Татарстана и Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н.Туполева (КНИТУ), передает «Интерфакс».

Резидентами технопарка станут малый и средний бизнес: предприятия будут производить авиационные узлы и комплектующие для авиастроительных заводов России, выпускать продукцию промышленного назначения для предприятий Татарстана, а также разрабатывать и внедрять наукоемкие и высокотехнологичные проекты.

Площадь технопарка составит до 60 тыс. квадратных метров, что позволит создать 6 тыс. рабочих мест.

Погосян также заявил о необходимости значительно увеличить загрузку КАПО. «На сегодняшний день мы стабилизировали процесс модернизации и ремонта самолетов Ту-160. Думаю, что трудности мы преодолели, и сейчас с Минобороны у нас есть долгосрочная программа нашей совместной деятельности. Ведется большая работа по специальным самолетам Ту-214», – сказал он.

Уже начался процесс подготовки производства на КАПО самолетов Ан-70 совместно с КБ «Антонов» и АО «Мотор Сич». Стоимость организации производства самолета Ан-70 оценивается в 20 млрд рублей, рассказал журналистам гендиректор КАПО Василий Каюмов, уточнив, что это экспертная оценка. К 1 сентября заводу должна быть передана документация по этому самолету. Параллельно с работой над документами будет вестись строительство нового корпуса для производства Ан-70. Минобороны настаивает на выпуске первого самолета в 2014 году. В КАПО обещают это сделать в 2015 году, «с переходом на 2016 год», отметил Каюмов.

В сентябре должно быть подписано постановление правительства об организации производства Ан-70 в Казани. Финансирование проекта планируется вести в рамках соответствующей федеральной целевой программы. К 2019 году КАПО рассчитывает выпускать 12 самолётов ежегодно.

В сентябре предприятие намерено заключить контракт с управлением делами президента на производство самолетов-ретрансляторов для Специального летного отряда (СЛО) «Россия». Сегодня отряд эксплуатирует 9 специальных самолетов Ту-214, в том числе шесть, переданных в последние годы: два самолета-ретранслятора, два – пункта управления, два самолета – узла связи.

Еще один контракт КАПО – строительство спецсамолета Ту-214 для ФСБ, который планируется передать заказчику в третьем квартале 2013 года. Для Минобороны предприятие строит два самолета – по проекту «Открытое небо» и для Главразведуправления. В перспективе речь может идти о заказе на шесть самолетов.

«Нет конечного продукта»

Планы по созданию авиационного парка в Казани эксперты оценивают положительно.

«Очевидно, что технопарк – это особый экономический режим. А создание благоприятных условий для того, чтобы люди работали, – вещь хорошая, – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Communications Борис Рыбак. – Стоимость продукции крупных предприятий, входящих в ОАК, очень высока. Не секрет, что у нас колоссальные налоги, налоговое бремя не позволяет нормально осуществлять предпринимательскую деятельность, оттого у нас все получается невероятно дорогим. Это одна из причин неудач России в авиастроении».

По словам главного редактора сайта Avia.ru Романа Гусарова, существует два альтернативных взгляда на перспективы развития авиационного кластера Татарстана. Первый пропагандирует ОАК – это создание в Казани производства компонентов для других предприятий авиационной отрасли.

«Предполагается инвестировать средства в создание предприятий, которые будут более технологичны, более современны, которые будут использовать новые технологии – на выходе выпускать более современную конкурентоспособную продукцию, – отмечает эксперт. – Все это может происходить на фоне сворачивания выпуска конечной продукции самими предприятиями Татарстана. Считается, что в России слишком много предприятий, осуществляющих конечную сборку самолетов, и большую часть из них необходимо перепрофилировать в поставщиков компонентов для других производителей».

У руководства Татарстана свое видение на этот счет: на фоне развития новых производств (в том числе производства компонентов) сохранение собственного производства самолетов. Путь  этот, естественно, более сложный, однако для Татарстана он более политически важный, указывает Гусаров.

По словам эксперта, сегодня у КАПО им. Горбунова нет конечного продукта, то есть нет перспективного самолета, разработкой которого он бы мог заниматься. «Выпуск Ту-214 штучный и в основном по спецзаказам Минобороны, специального летного отряда и других государственных служб. Другого продукта нет», – говорит эксперт.

В свое время была попытка наладить производство Ту-334, однако его сертификация по каким-то причинам так и не была завершена, «хотя самолёт был готов, уже летал», напоминает Гусаров. Была попытка и желание руководства Татарстана организовать в Казани сборку самолета Ан-158, но этому воспрепятствовали ОАК и Минпромторг.

Ситуацию может выправить производство российско-украинского самолета Ан-70. Только на организацию процесса, по оценкам Гусарова, потребуется не менее двух лет. Впрочем, овчинка стоит выделки: Ан-70 серьезно загрузит завод и у КАПО появится конечный продукт, на который будет спрос.

«Скорее всего, Ан-70 будет строиться на территории КАПО, но не в рамках юридического лица КАПО им. Горбунова, – продолжает эксперт. – По одной из версий, будет создано совместное предприятие «ОАК-Антонов». Будет использована площадь КАПО. Но само предприятие как юридическое лицо фактически к этому производству не будет иметь отношения. Понятно, что туда перетечет часть сотрудников, наиболее квалифицированных».

Но это не так страшно, полагает эксперт. Здесь важно само создание рабочих мест и модернизация предприятия.

По словам Гусарова, у ОАК есть и другие проекты в разной степени готовности. «Те проекты, которые были доведены до конца, были реализованы благодаря украинскому КБ «Антонов». Российским предприятиям за исключением Superjet пока ничего не удается».

Существует программа МС-21 (разработка и производство самолета на смену семействам Ту-154 и Ту-204). «Несмотря на то, что сборка самолетов планируется в Иркутске, без участия целого ряда предприятий осуществить проект будет крайне сложно, и КАПО может получить достаточно большой заказ на производство крупных компонентов, к примеру, крыльев или частей фюзеляжа. Это то, в чем они сильны», – говорит Гусаров.

По мнению эксперта, в Казани есть школа, своя авиационная история, и просто так бросаться этим не стоит: вполне по силам создать новое предприятие по производству комплектующих, при этом сохранив собственное производство самолетов. «Если взять тот же Ан-70 – это сложный большой транспортный самолет. Чтобы его строить,  нужно обладать определенной компетенцией. Эта задача под силу только большому авторитетному заводу», – заключает Гусаров.

ОАО «КАПО» создано в 2008 году на базе одноименного ФГУП. Единственным владельцем компании является ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». КАПО выпускает самолеты Ту-214, ремонтирует Ил-62М, Ту-22М3, Ту-160.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?