Эксперты S&P считают, что экономические сложности, которые переживают государства еврозоны и их банковские системы, могут привести к тому, что ряд западноевропейских финансовых организаций уменьшит объем инвестиций в форме ликвидности за рубеж.
Большая часть банков России и СНГ не находится в сильной зависимости от иностранных инвестиций, и это защищает их от рисков
«Но большая часть банков России и СНГ не находится в сильной зависимости от прямых иностранных инвестиций, и это защищает их от рисков», – говорится в отчете S&P.
По мнению кредитного аналитика S&P Пьера Готье, больший риск для банковских систем России и СНГ представляет ухудшение основных макроэкономических условий в мире. Если замедление мировой экономики будет в течение долгого времени оказывать влияние на цены на нефть и сырьевые товары или на курсы местных валют и местные фондовые рынки, банковские системы РФ и СНГ могут пострадать. Например, рубль и биржа могут быть особенно уязвимыми, поскольку они обычно демонстрируют волатильность в периоды кризисов, полагают в S&P.
Тем не менее специалисты агентства расценивают риски для банковских систем России и СНГ как непрямые, поскольку все крупные экономики до некоторой степени связаны. Эксперты опасаются лишь за Украину, поскольку банковская система этой страны наиболее уязвима к сокращению инвестиций из еврозоны, передает Reuters.
«Наш базовый сценарий предполагает неизбежный спад для России и СНГ. Но мы не ожидаем, что все это приведет к глубокому экономическому и банковскому кризису», – сказал Пьер Готье.
Агентство ожидает, что приток иностранных инвестиций в банковские секторы России и стран СНГ в абсолютном выражении останется в лучшем случае на стабильном уровне, а в процентах от ВВП уменьшится, несмотря на хорошие перспективы роста. Специалисты S&P не ожидают массивного притока в банковский сектор региона в ближайшие два–три года.
Кроме того, Standard & Poor's полагает, что России и СНГ не угрожает массовый исход западноевропейских банков. В первую очередь это касается финансовых организаций, которые успели развернуть прибыльную коммерческую деятельность в регионе. «Процесс сокращения операций, скорее всего, коснется лишь игроков, имеющих в банковских системах СНГ небольшие и непрофильные операции», – считает агентство.
Специалисты S&P также отметили, что российские банки увеличивают инвестиции в банковские системы стран СНГ, частично компенсируя снизившийся приток инвестиций европейских банков.
Напомним, глава Банка России Сергей Игнатьев в интервью The Financial Times заявил, что структурные изменения в балансах российских банков после кризиса четырехлетней давности укрепили финансовый сектор от любых внешних шоков. Банковский сектор не сильно пострадает от девальвации рубля или сокращения иностранных кредитов, поскольку он имеет обязательства в основном перед иностранцами.
По словам Сергея Игнатьева, внешняя задолженность российских банков сократилась до 176 млрд долларов с 208 млрд в августе 2008 года, сальдо зарубежных активов стало положительным, достигнув 44 млрд долларов. То есть иностранцы должны российским банкам больше, чем российские банки иностранцам. «В этом смысле ситуация стала гораздо благоприятнее», – радуется глава ЦБ.
Сергей Игнатьев также заявил, что считает текущие колебания курса рубля нормальным явлением. Глава ЦБ не видит проблемы в нынешней волатильности рубля.
В то же время Сергей Игнатьев выразил обеспокоенность уровнем оттока капитала из России. Он подчеркнул, что российские и иностранные кредитно-финансовые организации ответственны за утечку 23 млрд долларов из 80 млрд оттока в 2011 году.
«Это много, поскольку Россию пока нельзя назвать развитой страной, и есть идея привлекать капитал, так как отдача выше, чем в развитых странах, – добавил Сергей Игнатьев. – Я думаю, что это немного ненормальная ситуация – возникновение такого оттока капитала из страны с таким потенциалом».
Причину оттока капиталов он видит в представлении инвесторов о российских рисках, а также в том, что иностранные банки направляют свободные средства на поддержку оказавшихся в трудном положении корпораций еврозоны. «Мы находимся рядом с Европой. И все, что происходит в Европе, конечно, затрагивает и нас», – заявил Сергей Игнатьев.