Дефицит специалистов в области информационных технологий (IT) к 2015 году может составить 320 тысяч человек, считает генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев, передает «ИТАР-ТАСС».
В России IT-отрасль занимает всего 1% ВВП. В то же время в развитых странах этот показатель составляет 4%
По его словам, сейчас в России работает около миллиона IT-специалистов, и отрасль занимает всего 1% ВВП. В то же время в развитых странах этот показатель составляет 4%. IT-индустрии есть куда расти, это область, которая будет создавать рабочие места, делает вывод эксперт.
Дефицит IT-специалистов в России наблюдается уже не первый год. Наихудшая ситуация складывается в Москве и Санкт-Петербурге, несмотря на то, что ежегодно здесь выпускается наибольшее количество IT-специалистов, говорит директор по персоналу компании Artezio Ирина Дьяченко.
«Это связано с тем, что здесь же сконцентрирована наибольшая часть спроса на «айтишников» – как со стороны российских и западных ИТ-компаний, так и со стороны корпоративного сектора: банков, телекоммуникационных компаний и т. д., которые квартируются именно в Москве и Санкт-Петербурге», – объясняет она.
По ее словам, ситуация в регионах ненамного лучше.
В 2011 году российская экономика нуждалась в 80 тыс. новых специалистов в сфере IT, а получила только 70 тыс., показало исследование, проведенное по заказу отраслевой ассоциации АП КИТ. При этом российская экономика сохраняет свой сырьевой статус, а если бы она развивалась по модернизационному сценарию, то дефицит IT-кадров был бы еще больше – около 130 тыс. человек.
Проблема нехватки IT-специалистов в России поднималась уже и первыми лицами страны, которые ставят задачу модернизации экономики, что невозможно без профессионалов в области информационных технологий. Два года назад Андрей Фурсенко, тогда глава Минобрнауки, говорил, что России необходимо иметь как минимум 1,5 млн IT-специалистов. Однако в 2010 году в этой сфере работало всего 370 тыс. человек, в то время как в США – целых 3 млн.
При этом 10–15% из этих 1,5 млн IT-специалистов должны быть высококвалифицированными работниками, только тогда Россия сможет догнать и перегнать другие страны в сфере информационных технологий, говорил Фурсенко.
Даже МВД указывало в прошлом году на нехватку IT-специалистов, которые, между прочим, раскрывают порядка 80% особо сложных дел в России. Об этом говорил Рашид Нургалиев, будучи главой МВД. «Где их сегодня обучать? Тоже вопрос, который сегодня стоит перед ведомством», – говорил он.
Представитель IBM указывает на проблему кадров в отрасли. По его данным, в прошлом году российские вузы выпустили 70 тыс. специалистов, которые могут работать в сфере IT, однако значительная их часть идет на замену естественно уходящих из профессии.
Главная проблема в том, что вузы в России не готовят IT-специалистов должного уровня, считает Дьяченко. «Это связано с глобальным отставанием системы образования от потребностей современной экономики, а в IT-секторе этот фактор является очень заметным, так как эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, и даже трехлетнее отставание приводит к тому, что специалист не может работать на проектах, ему требуется переподготовка», – говорит эксперт. «Качество знаний выпускников год от года падает. При этом официальная статистика считает всех окончивших учебные заведения: нет разделения на тех, кто соответствует требованиям профессии, и тех, кто учился формально и на практике очень далек от своей специальности», – соглашается вице-президент по развитию и инновациям группы компаний ЛАНИТ Степан Масленников.
«Часть потребностей в специалистах телекоммуникационного сектора можно было бы утолить за счет среднеспециального образования. Но в России его нет, оно практически уничтожено», – добавляет Масленников.
«Утечка кадров» за рубеж также сегодня является одной из проблем, считают эксперты. «Уезжают одни из самых лучших специалистов. Но масштаб этого процесса не глобальный. Желающих уехать много, а тех, кто уже устроился за границей – не так много. Российские специалисты чаще всего уезжаю работать в крупные компании, такие как Google и Microsoft. Там по-настоящему интересно трудиться. Предложения поступают и от небольших зарубежных компаний. Сейчас много стартапов. К счастью, те стартапы, которые я знаю, стремятся построить успешный бизнес в России и сохранить при этом свою деловую культуру. И наше государство их поддерживает. Я имею в виду инновационные центры, например, Сколково», – говорит Степан Масленников.
Сегодня проблема «утечки мозгов» уже не является настолько серьезной, как 15–20 лет назад, соглашается Ирина Дьяченко. С одной стороны, по ее словам, условия работы в России для IT-специалистов уже не настолько далеки от западных – работодатели стараются удержать специалистов, предлагая им хорошие финансовые условия, есть и интересные проекты.
«С другой стороны, к сожалению, уровень российских программистов уже не позволяет им быть столь востребованными на Западе, поэтому за границу едут действительно единицы. А ехать в качестве дешевой рабочей силы в поисках лучшей жизни уже не имеет смысла – эта ниша в IT -отрасли в западных странах уже занята представителями Индии», – объясняет Дьяченко.
Гендиректор IT-компании КРОК Борис Бобровников считает проблему утечку молодых специалистов за рубеж более серьезной, с ней надо бороться. «Один из способов – льготы для разработчиков», – считает он.
«Вузов, которые могут дать профессию IT, достаточно, но студентов не хватает. Ситуацию усугубляет отток кадров», – считает Борис Бобровников. «Конкретных цифр у меня нет, но я могу с уверенностью сказать, что проблема «утечки мозгов» действительно существует.
Российские IT-специалисты уезжают работать не только в страны дальнего зарубежья, но и в страны СНГ. Например, достаточно много специалистов уезжает из Сибири в соседний Казахстан по причине того, что там лучше платят», – уверяет он.
«Чтобы реализовать модернизационный сценарий развития российской экономики, необходимо системно повышать качество подготовки инженеров и IT-специалистов», – указывает Корнильев из IBM. В частности, по его словам, нужно изменить технологические модели образования: сейчас компьютеры в классах используются только 15% учебного времени.
«Думаю, что российским IT-компаниям необходимо развивать систему наставничества. Компании-интеграторы должны учить квалифицированных сотрудников работе с молодыми специалистами, потому что готовых кадров на рынке просто нет», – считает Масленников.
Единственный выход из ситуации нехватки кадров, по мнению компании КРОК, это растить свои кадры. «Например, мы ведем курсы, регулярно проводим IT-олимпиады в ведущих университетах страны, активно развиваем внутри компании стажерские программы. Благодаря этому часть перспективных сотрудников попадает к нам на работу в возрасте 18–22 лет. Но сегодняшняя демографическая ситуация вынуждает нас заниматься и школьниками. Мы с партнерами уже разрабатываем несколько компьютерных игр на IT-тематику, чтобы заинтересовать подрастающее поколение миром технологий», – рассказывает Бобровников.