Президент РФ Владимир Путин заявил, что увеличение оплаты труда специалиста должно быть увязано с качеством его работы, в связи с чем поручил до 1 декабря 2012 года принять программу «Эффективный контракт».
Переход на эффективный контракт в соцсфере обойдется бюджету в 2-3% ВВП к 2020 году
«Эффективный контракт» должен быть положен в основу программы поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере. Ее следует принять до 1 декабря текущего года», – заявил Владимир Путин на совещании по вопросу выполнения задач в сфере социальной политики, поставленных в указах президента РФ.
По его словам, повышение оплаты труда «должно быть увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг». «Для этого необходим переход на механизм так называемого эффективного контракта. Это означает, что зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы», – сказал глава государства.
По его словам, это позволит сохранить кадровый потенциал и привлечь квалифицированных профессионалов в здравоохранение, культуру, образование и науку.
Глава государства также обратил внимание на недопустимость ситуации, когда за счет государственных бюджетных средств оплачиваются низкокачественные услуги. «Надо добиться, чтобы в социальной сфере остались только те организации, которые это делают с наибольшей пользой для граждан. Медлить с проведением так называемых структурных преобразований, структурных реформ в социальной сфере больше нельзя», – цитирует слова президента «Интерфакс».
Об эффективном контракте Путин рассказал в своей предвыборной статье. Он предложил оплату труда бюджетников соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда, при этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно: «Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника». В частности, это означает, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.
Путин в своей статье также отметил, что правительство РФ уже сделало первый шаг в формировании эффективного контракта с учителями: начиная с 2012 года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. С 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей госвузов до размера средней зарплаты по региону.
В течение же 2013–2018 годов средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры, говорится в предвыборной статье Владимира Путина.
В среду Путин подтвердил данные обещания, в частности, повышения зарплат преподавателям с 1 сентября этого года. При этом президент не исключил увеличение расходов бюджета для повышения зарплат соцработникам.
«Если средств от структурных преобразований в соцсфере для решения социальных задач, в том числе для повышения зарплат, хватать очевидно не будет, нужно найти эти средства в достаточном объеме в бюджете. Придется пойти на определенное увеличение бюджетного финансирования. Тогда, естественно, для соблюдения макроэкономических показателей, а это самое важное, что есть в бюджетной сфере на сегодняшний день, нужно будет пересмотреть расходную часть соответствующим образом», – заявил президент на совещании по вопросам социальной политики.
Переход на эффективный контракт в соцсфере обойдется бюджету в 2–3% ВВП к 2020 году, подсчитал весной Минфин. Эксперты в докладе «Стратегия-2020» также указывали, что внедрение этой системы потребует огромных затрат – около 2,5% российского ВВП.
Предложения Минфина
В конце марта на совещании по реализации предвыборных обещаний Владимира Путина министр финансов Антон Силуанов предложил реформировать систему оплаты труда бюджетников так: отменить натуральные льготы для бюджетников в рамках программы по повышению оплаты их труда, плюс изменить систему начисления по тому образцу, который был ранее реализован у военных.
Чтобы повысить эффективность бюджетной сферы, Силуанов также призвал провести в ней структурные изменения, в частности, оптимизировать «численность работников», которая в последние годы по ряду отраслей «существенно возросла». Он отметил, что сегодня в пересчете на 200 тысяч населения число бюджетников заметно превышает показатели советских времен.
Владимир Путин попросил Силуанова быть аккуратней с отменой льгот. «Что касается льгот – крайне осторожно нужно действовать. В вооруженных силах было очень существенное повышение (денежного содержания). В бюджетной сфере мы о таком существенном повышении не говорим. Действительно, повышение заметное, но в вооруженных силах это было в разы, а здесь мы такого пока не планируем. Нужно быть крайне аккуратными», – сказал Путин. «Мы уже проходили опыт монетизации, и нужно, чтобы не получилось так, что отмена льгот съест все повышения. У нас повышение должно быть реальным», – добавил он.
Опасность эффективного контракта – когда человек начинает вместо работы на реальное дело работать на то, чтобы нарисовать хороший показатель
Замглавы Минфина Татьяна Нестеренко тогда предложила в части подготовки так называемой дорожной карты эффективного контракта разработать типовой контракт с работником, оказывающим ту или иную услугу, в котором должны быть учтены все виды выплат, а не только зарплата. В противном случае «мы создадим неконкурентное преимущество и очень серьезно исказим экономические отношения в других секторах экономики», поскольку в настоящее время, например, льготы, которыми обладают бюджетники, не отражаются в оплате труда, отметила Нестеренко.
«Возможно, этот типовой контракт может предусматривать право работника отказаться от некоторых льгот, чтобы ему на эту сумму увеличили оплату труда», – добавила замминистра. По ее словам, придется решать и вопросы досрочных пенсий.
Куда бежать?
Эффективный контракт для работника понимается как трудовой договор с оплатой по результатам работы. Эксперты указывают на то, что для успешного перехода бюджетной сферы на «эффективный контракт» не решены главные проблемы – что считать результатом труда, как измерять результат, по каким параметрам и т.д.
«Результат работы желательно мерить, чтобы знать, хорошо работает то или иное учреждение, тот или иной работник. Это сделать сложно, но возможно. Однако сделать это к декабрю нереально. На это нужно больше времени, в частности, для того, чтобы провести серьезную работу по определению системы показателей, по которым будет измеряться результат и т.д. Это сложная проблема, требующая кропотливой работы. У нас, как всегда, норовят все решить быстротекущей кампанией. Здесь кроется большая опасность, которая может привести к дискредитации идеи эффективного контракта, которая имеет смысл», – говорит газете ВЗГЛЯД доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ и бывший заместитель министра труда и занятости РФ Павел Кудюкин.
«Для общественного сектора проблема результата одна из самых сложных и с практической и с научной точек зрения. Потому что не всегда понятно, что нужно измерять – непосредственный результат или конечный эффект? Что является результатом работы средней школы – процент выпускников, поступивших в вузы? Или результаты по ЕГЭ? Или в долгосрочном плане – как выпускники успешно адаптируются в социальной жизни? Что надо измерять в здравоохранении – количество пролеченных или, может, сколько людей в результате успешной профилактической работы не нуждается в лечении?» – указывает Кудюкин.
«Измерить результаты конкретного работника еще сложнее, потому что здесь результат, как правило, является коллективным. Как выделить результат одного отдельно взятого учителя, врача или госслужащего в отделе министерства?» – рассуждает эксперт.
Введение эффективного контракта несет в себе определенные опасности. «Когда человек начинает вместо работы на реальное дело работать на то, чтобы нарисовать хороший показатель (и получить более высокую зарплату). По тем же органам МВД мы это знаем», – говорит Павел Кудюкин.
Кроме того, система эффективного контракта может вместо привлечения достойных профессионалов в сферы здравоохранения, образования, культуры и науки привести к обратному эффекту. «Те, кто мог куда-то убежать, уже убежали (из бюджетной сферы – прим. ВЗГЛЯД). Остались либо сотрудники, которых в других местах не берут, либо люди, которые работают за идею. Вот часть последних и могут разогнать. Они махнут рукой, потому что станет невозможно заниматься реальным делом, а придется рисовать бесконечные показатели и по ним отчитываться. Этот риск есть», – заключает эксперт.