«Апокалипсиса не будет»
Риски и проблемы есть, и, может быть, большие, но это не апокалипсис, о котором говорят некоторые эксперты
Острую тему поддержки отечественных сельхозпроизводителей эксперты обсуждали в среду на международной конференции «Россия в ВТО: воздействие на АПК».
Директор Евразийского центра по продовольственной безопасности, профессор МГУ им. Ломоносова, участник переговорного процесса по присоединению России к ВТО Сергей Киселев считает, что после вступления России в ВТО и ослабления в связи с этим режима импорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности поставки этой продукции в нашу страну увеличатся почти на 200 млн долларов. А вот апокалипсиса отрасли, который предрекают некоторые эксперты, не будет, уверен он.
По оценкам Киселева, после присоединения импорт агропродукции в Россию может увеличиться на 0,6–0,7% (9–11 млн долларов), импорт пищевой продукции – на 2,3–2,4% (182–190 млн долларов). Одновременно снизится уровень таможенной защиты рынка зерна – на 30,5% (конечный уровень связывания 14,9%), продуктов его переработки – на 26,1% (10,5%), сахара и кондитерских изделий – на 28,5% (11,8%).
При этом если сельское хозяйство увеличит производство, то пищевая промышленность может его снизить, но всего до 0,1%. Возрастет и экспорт сельхозпродукции.
«Риски и проблемы (присоединения к ВТО – прим.) есть, и, может быть, большие, но это не апокалипсис, о котором говорят некоторые эксперты», – цитирует Киселева «Интерфакс». По его словам, Россия, по сути, уже с середины 2000-х годов живет по правилам ВТО. «Мы давно в открытой экономике, наши тарифы во многих случаях ниже, чем в Евросоюзе», – заметил эксперт.
Цены, возможно, пойдут вверх
Увеличение импорта может привести к возможной временной остановке роста цен, а в долгосрочной перспективе – к непредсказуемому росту, считает председатель Общественного совета при Минсельхозе Андрей Даниленко.
«Если мы говорим о рядовом потребителе, то, как показывает практика, редко когда цены на полках магазинов снижаются вслед за ценами на сельхозпродукцию, – поясняет эксперт. – Это просто приведет к тому, что какое-то время либо торговые сети, либо оптовики будут иметь дополнительную сверхприбыль от своих поставок».
В худшем случае, если импортная составляющая будет превалировать (как было, например, в 90-е годы), цены резко пойдут вверх. «Как только импортер чувствует контроль над полками супермаркетов, он начинает диктовать свои условия», – говорит Даниленко. Не стоит сбрасывать со счетов и риски изменения валютных курсов.
«Если мы зависим от импорта, значит цены идут вверх. К примеру, если бы большая часть продуктов питания в России за последние три недели была бы импортной, в связи с изменением курса рубля к доллару это неизбежно привело бы к росту цен», – объясняет эксперт.
Спасение в «зеленой корзине»
Тем не менее без поддержки сельское хозяйство оставлять никак нельзя. ВТО предоставляет различные возможности, которыми просто нужно грамотно воспользоваться.
В соответствии с нормативами ВТО меры государственной поддержки сельского хозяйства разделяются на три «корзины», по-английски – «box», иногда их называют «ящиками»: «зеленая», «янтарная» и «голубая».
Если мы говорим о рядовом потребителе, то, как показывает практика, редко когда цены на полках магазинов снижаются вслед за ценами на сельхозпродукцию
«Янтарная корзина» – прямая и ограниченная. Она включает различные продуктовые дотации и субсидии, то есть те меры, которые непосредственно искажают торговую среду. Ее размер регулируется нормами ВТО и остается главным предметом международных дискуссий.
«Голубая корзина» связана с задачей сокращения производства. Эти программы тоже могут искусственно завышать конкурентоспособность уменьшенного производства, но более опосредованно.
В «зеленую корзину» входят наука и образование, консультационное обслуживание сельхозпредприятий, поддержка развития сельской инфраструктуры, строительство дорог, экологические программы. Это те меры, которые не связаны с финансированием производителей. Соответственно, они не поддаются регулированию в рамках международной торговли и могут использоваться сколь угодно активно.
К этому и призывает Сергей Киселев. Он приводит такую статистику: страны ЕС в 2006 году направили на эти цели 56,5 млрд евро, а в 2007 году увеличили эти средства до 62,6 млрд евро, Россия в 2006 году – всего 1,76 млрд евро, в 2007 году – 2,01 млрд евро.
Одновременно ЕС снизил меры поддержки «янтарной корзины» с 26,6 млрд евро в 2006 году до 12,4 млрд евро в 2007 году. Россия, напротив, увеличила этот показатель с 3,67 млрд евро в 2006 году до 3,86 млрд в 2007 году и 5,65 млрд евро в 2008 году.
По мнению Киселева, для более эффективной поддержки АПК в условиях ВТО необходимо активнее использовать налоговые льготы, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
«По-хорошему в условиях вступления в ВТО Россия должна реформировать всю систему поддержки сельского хозяйства, да и вообще в целом систему продовольственного обеспечения», – комментирует в свою очередь Андрей Даниленко. В этом смысле стоит обратить внимание на те меры поддержки, которые относятся к «зеленой корзине».
«И, конечно, необходимо максимально использовать меры поддержки, допустимые по условиям ВТО. К примеру, это налоговые льготы, это стимулирование потребления отечественной продукции – программы, которые существуют во многих странах мира. Это все та же система кредитования, которая могла бы быть более гуманной и длительной с точки зрения периода возможности ее использования», – рассказывает он.
По словам Даниленко, большинство стран сегодня уже не занимаются прямыми денежными дотациями, а осуществляют поддержку косвенно. И это может быть эффективно. «Грубо говоря, ты получаешь выгоду не от увеличения финансирования, а от повышения эффективности. Здесь имеется в виду государственная поддержка, которая способствует снижению производственных затрат», – поясняет эксперт.
Преимущества ВТО
Несмотря на все опасения, эксперты указывают, что присоединение России ко Всемирной торговой организации создаст возможности для продвижения российских товаров на внешние рынки. В числе преимуществ членства в ВТО Киселев назвал приведение законодательства в соответствие с международными нормами, повышение инвестиционной привлекательности, а также возможность использования механизма разрешения споров.
По мнению консультанта Всемирного банка Дэвида Тарра, выгода России от выполнения совокупных обязательств после вступления в ВТО в среднесрочной перспективе (в течение трех лет после вступления) составит порядка 3,3% прироста ВВП ежегодно. Это около 49 млрд долларов на основе данных за 2010 год, уточнил он. В долгосрочной перспективе (10 лет) ежегодный прирост может составить 11% ВВП (162 млрд долларов).