Таджикистан готов вступить в Таможенный союз, если к нему присоединится Киргизия, заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, выступая в четверг в вашингтонском исследовательском центре – Институте Средней Азии и Кавказа при университете Джонса Гопкинса.
Если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз
На данный момент у Таджикистана нет общей границы со странами – участницами ТС, между ним и Казахстаном находится Киргизия. «Мы изучаем, насколько это присоединение может быть для нас выгодно. Если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз», – заявил Хамрохон Зарифи.
Ранее российская сторона уже заявила, что отсутствие общей границы не является преградой для вступления в ТС. «Примером может служить Калининградская область, которая находится в некотором отдалении от основной территории», – считает заместитель генсекретаря Евразийского экономического сообщества Сергей Глазьев.
Весной прошлого года Киргизия подала заявку на участие в союзе, которая была удовлетворена Белоруссией, Казахстаном и Россией. Киргизия и Таможенный союз создали рабочие группы, которые обсуждают технические и организационные вопросы вхождения республики в это объединение, передает ИТАР-ТАСС.
Страны ЕврАзЭС также дали добро на вхождение Киргизии в ТС. Однако процесс присоединения Киргизии может затянуться. Рабочие группы ТС и Киргизии должны будут обсудить и согласовать многие вопросы, в том числе вопрос льготного периода. Дело в том, что при вхождении Киргизстана в Таможенный союз несколько десятков тысяч людей останутся без работы, без средств к существованию, заявлял ранее и. о. премьера Киргизии Омурбек Бабанов. «Мы должны их трудоустроить или найти им применение в другом секторе», – говорил он.
«Вступление Таджикистана и Киргизии в Таможенный союз очень реально, но произойдет это не раньше 2013–2014 годов, а переговоры будут довольно сложными. Слишком уж много экономических и политических проблем. Кроме того, до сих пор остаются нерешенными вопросы безопасности в этих странах», – отметил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев.
Основная проблема, которая мешает этим странам вступить в ТС, – это политическое настроение лидеров двух государств, объясняет эксперт. Так, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев спекулирует на тему двухсторонних отношений с Россией, чтобы получить определенные преференции. Эта страна требует больших инвестиций в свою экономику. Более того, в Киргизии по-прежнему сохраняется нестабильная политическая ситуация.
«Что касается Таджикистана, то его позиция очень странная. Конечно, Киргизия – сосед Таджикистана, но вопрос вступления в ТС очень индивидуальный. Вряд ли мнение киргизского руководства должно влиять на позицию Таджикистана. Это довольно двусмысленная позиция. Скорее всего, Таджикистан тоже выставит Москве ряд политических условий. Кроме того, перспективы властей Таджикистана под вопросом в силу внутренних проблем и по причине внутреннего укрепления позиции «Талибана*» в Афганистане. Сколько продержится у власти нынешний президент Таджикистана – большой вопрос. Поэтому последнее слово здесь остается за Москвой», – заявил газете ВЗГЛЯД Максим Минаев.
«С точки зрения политических выгод для ТС и России вступление большего количества стран в ТС имеет свои перспективы. Что касается Киргизии, то вступление этой страны в ТС, безусловно, интересно для участников союза, потому что логистические пути, которые проходят из Китая, могут быть оптимизированы», – говорит гендиректор ГК «Континент» Александр Ганов.
Впрочем, Украина была бы более стабильным и перспективным партнером для России, считает Максим Минаев. Эта страна обладает большим экономическим потенциалом, чем Таджикистан и Киргизия. По мнению министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнева, экономический эффект от присоединения Украины к ТС мог бы измеряться убедительным вкладом в ВВП как самой Украины, так и России, а кроме того, был бы самой Украине выгоднее, чем интеграция в ЕС.
«Это уже не долями процентными меряется, а процентными пунктами и в Украине, и даже в России как в более крупной экономике, то есть экономический эффект очевидный, он никем не оспаривается», – заявил эксперт в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Он напомнил, что кооперационные связи двух стан очень сильны. «До сих пор еще в целом ряде отраслей получаем очень неплохие дивиденды, я имею в виду авиационную сферу, космические комплексы», – пояснил Андрей Слепнев.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ