Речной пассажирский флот России уже давно пора обновить. Печальный опыт теплохода «Булгария» однозначно намекнул на эту необходимость. Известно, что практически все пассажирские лайнеры, курсирующие по российским рекам, были закуплены в прошлом столетии в Германии, Чехии и Венгрии. Многие теплоходы эксплуатируются более полувека. Казалось бы, строительство теплоходов – это то, чего не хватает рынку. Да и верфи без заказа не остались бы.
Верфи готовы, но реально заказчики не покупают с такой скоростью. Все будет зависеть от возможностей заказчика оплатить строительство новых судов
Однако у правительства на этот счет другие взгляды. Строительство теплоходов не входит даже в Стратегию развития судостроения до 2020 года. А это значит, что этот сегмент российского рынка по-прежнему будет отдан на откуп западным компаниям.
Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Андрей Курасов объяснил газете ВЗГЛЯД, почему государство закрыло глаза на рынок пассажирских теплоходов.
ВЗГЛЯД: Складывается такое впечатление, что в области гражданского судостроения акцент делается только на ледокольный флот, а до рынка пассажирских лайнеров у государства руки не доходят. Почему так происходит?
Андрей Курасов: Во всех отраслях есть маркетинговая работа. Мы прекрасно научились строить суда для арктического шельфа и ледоколы. Мы же не пытаемся сейчас выйти на рынок мобильных телефонов, которыми все пользуются. Это, наверное, будет долго и дорого.
Когда мы просуммировали потребности в судах всего рынка, то поняли, что к 2020 году рынку необходимо будет 100 тыс. единиц различных типов судов. Но мы со своими 40 заводами не сможем покрыть все потребности рынка, а в состоянии удовлетворить лишь не более 20% спроса.
Поэтому из всего массива мы выбрали самый эффективный кусок, которым является для нас строительство сложных судов ледового класса.
Зачем нам строить лайнеры, если нам можно построить буровую и получить за нее больше денег? Те, кто делает лайнеры, буровую в жизни не построят. А бросаться и любыми силами строить пассажирский лайнер нам не нужно.
Суда для освоения арктического шельфа – это самое интересное для нас. Там действительно существует реальная потребность у Газпрома, Роснефти.
ВЗГЛЯД: Но есть же спрос на теплоходы?
А. К.: Потребность не столь большая. Ходят эти лайнеры по 50 лет. Дело в том, что турбизнес в этой сфере у нас несильно развит, поэтому турагентства из экономической эффективности приобретают старые суда. Пока заказчики к нам даже не обращаются.
Дешевле купить лайнер за границей. Тратить силы на то, что в мире кем-то хорошо делается, экономически нецелесообразно.
Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Андрей Курасов (фото: publicsea.ru) |
ВЗГЛЯД: На какие гражданские суда сейчас самый большой спрос?
А. К.: На нефтетанкеры, сухогрузы, контейнеровозы, газовозы, продуктовозы – транспортные суда. Спрос на такие суда во всем мире исчисляется десятками миллиардов долларов в год.
Транспортные компании обращаются к нам – сейчас мы строим 10 сухогрузов, необходимо построить более 100 судов в ближайшее время.
Есть огромная потребность в обновлении рыбопромыслового флота. В ближайшее время необходимо заменить 80% парка рыбопромыслового флота. Средний возраст судов – 20 лет. Через пять лет рыбопромысловый флот должен списать порядка 1,5 тыс. судов. Это значит, что через пять лет теоретически нам надо построить 1,5 тыс. рыбопромысловых судов.
ВЗГЛЯД: А верфи к такому объему готовы?
А. К.: Верфи готовы, но реально заказчики не покупают с такой скоростью. Все будет зависеть от возможностей заказчика оплатить строительство.
Компании предпочитают увеличивать срок эксплуатации, 150 раз ремонтировать, покупать старые суда у иностранцев. К примеру, некоторые дальневосточные компании, гоняясь за дешевизной, строят суда в Китае. Сейчас они плюются, поскольку суда разваливаются.
ВЗГЛЯД: Какими темпами верфи сейчас строят гражданские суда?
А. К.: Мы сдаем порядка 50 судов в год. Год от года эта цифра будет увеличиваться.
ВЗГЛЯД: Какие планы на будущее?
А. К.: По нашим оценкам, до 2020 года мы потратим на развитие судостроения 1,5 трлн рублей. За это время мы должны произвести порядка 1,4 тыс. судов – это и ледоколы, и научно-исследовательские суда, плавучие атомные станции, суда рыбопромыслового флота, морские паромы, танкеры, морская техника для освоения арктического шельфа.
ВЗГЛЯД: С учетом сегодняшних темпов планы по строительству 1,4 тыс. судов до 2020 года выглядят, мягко сказать, слишком амбициозно.
А. К.: Для этого мы модернизируем верфи и строим новые. Так, на Дальнем Востоке модернизируется завод «Звезда», который будет способен строить гражданские суда грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. Сейчас разрабатывается бизнес-план по строительству новой верфи в Кронштадте. Эти верфи как раз позволят обеспечить спрос.