Украина в случае прекращения транзита российского газа может перевести свою ГТС в реверсный режим, заявил в понедельник журналистам зампред правления Нафтогаза Вадим Чупрун.
Раз мы не нужны со своей газотранспортной системой, нужно подготовиться к тому, чтобы она была в дальнейшем загружена
«Мы ведем разговор о том, что, раз мы не нужны со своей газотранспортной системой, нужно подготовиться к тому, чтобы она была в дальнейшем загружена. Она имеет колоссальные возможности: она имеет возможность транспортировать на Запад и такой же объем назад. Мы, может быть, включим ее в общую систему – газотранспортную систему нашу и Европы», – сказал Чупрун. По его словам, Украина до июля рассчитывает получить от европейских финансовых институтов первый транш в размере 308 млн евро на модернизацию ГТС.
Украина сейчас является основным транзитером российского газа в Европу. Согласно подписанному Газпромом и «Нафтогазом Украины» в 2009 году газовому договору, стороны договорились о транзите 112 млрд кубометров газа в год по украинской территории в течение пяти лет, то есть до конца 2013 года. Однако, как заявлял Газпром, после запуска «Южного потока» и расширения «Северного потока» значение Украины для экспорта российского газа упадет до нуля.
Новое соглашение между Россией и Украиной пока не подписано. Сроки подписания зависят от сроков оценки украинской ГТС, говорил в начале марта посол России в Киеве Михаил Зурабов. Переговоры продолжаются и касаются трех групп вопросов: цена на российский газ, объемы его потребления на Украине и будущий транзит в Европу.
Предправления российского Газпрома Алексей Миллер ранее говорил, что Украина оценила свою ГТС в 20 млрд долларов и запросила скидку на газ в 9 млрд ежегодно в случае создания газотранспортного консорциума. Эту сумму Миллер назвал значительной и завышенной. Власти Украины сейчас привлекают к оценке своей ГТС международного оценщика.
Президент Дмитрий Медведев на фоне сложных газовых переговоров с Украиной поручил Газпрому ускорить реализацию проекта «Южный поток», причем строить этот морской трубопровод в максимальной мощности – 63 млрд кубометров газа в год.
По словам Чупруна, Киев уже сейчас ведет переговоры с некоторыми европейскими компаниями о небольших поставках газа на Украину в реверсном режиме. «Есть много предложений, интересных предложений. Какие ответы будут на эти предложения, мы скажем позже», – сказал замглавы Нафтогаза.
В начале марта украинские СМИ сообщали, что Нафтогаз нашел новый источник поставок газа в страну. Якобы украинская компания намерена в ближайшее время подписать контракт с немецкой компанией RWE на поставку газа на Украину через трубопроводы Словакии. Правда, это пока краткосрочный контракт на импорт около 3 млн кубометров газа в сутки из Европы, то есть годовой объем поставок может составить чуть более 1 млрд кубометров. Это капля в море, учитывая, что потребности Украины в природном газе на 2012 год оцениваются в 61,3 млрд кубометров (из них только 21,6 млрд Киев покроет за счет собственной добычи).
В середине марта председатель правления Нафтогаза Евгений Бакулин заявил, что Украина рассматривает вариант закупки до 10 млрд кубометров газа на европейском спотовом рынке. По его словам, техническая возможность поставки газа со спотового рынка по реверсу из Европы есть в летнее время – тогда это не повредит стабильности транзита российского газа через Украину. Консультации по этому вопросу ведутся с немецкой RWE и рядом других компаний, отмечал Бакулин.
«Перевести ГТС в реверс технически несложно, это не потребует от Украины больших инвестиций. Но это вынужденная мера. Если Россия полностью прекратит транзит газа через Украину, то ей просто ничего не остается, как перевести трубу в реверс, чтобы она не стояла мертвым грузом», – говорит отраслевой аналитик «ИФД Капиталъ» Виталий Крюков.
#{smallinfographicleft=266262}Вопрос, сможет ли Украина найти новых поставщиков газа в Европе, вызывает споры. «Если технически реализовать идею перевода трубы в реверсный режим несложно, то с экономической точки зрения перспективность данного проекта сомнительна», – считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Виталий Крюков считает, что при желании новых поставщиков найти можно, но искать их надо не только в Европе. По его словам, в течение ближайших пяти–семи лет будут введены в строй несколько новых газовых месторождений, открытых сегодня в Черном и Средиземном морях, а значит, на рынке появится дополнительное предложение газа. К примеру, Украина может надеяться на газ с недавно открытого румынского шельфа в Черном море, добавляет эксперт.
«Уровень политических отношений у Украины с Турцией, Азербайджаном и Туркменией хороший, поэтому она может рассчитывать на некие объемы газа и из этих стран», – считает Крюков. Кроме того, Украина могла бы построить терминал по приемке СПГ, начать закупку некоторого объема газа на спотовом рынке. «Плюс на Украине есть сланцевый газ, и они могли бы попробовать реализовать этот проект», – замечает Крюков.
Впрочем, результат во многом будет зависеть от переговоров. На данном этапе разговоры Украины по диверсификации газовых поставок не подтверждены какими-то конкретными договорами.
Между тем «Южный поток» будет запушен не раньше 2015–2016 годов, а к этому моменту положение на европейском рынке газа может серьезно измениться, рассуждает Агибалов. «Ключевой момент заключается в том, что если газовый рынок будет расти в объемах, то, помимо Украины, появятся другие страны, заинтересованные в более дешевом газе. Сейчас у многих европейских стран есть обязательства по объемам в рамках долгосрочных контрактов с Газпромом. По мере завершения сроков их действия, возможно, какие-то европейские страны не станут продлевать соглашения или перезаключат их на меньшие объемы газа. Тогда в Европе сформируется дополнительный спрос на газ от других поставщиков, к примеру на СПГ с Ближнего Востока или на спотовый газ. У Украины появятся конкуренты», – объясняет Сергей Агибалов.
Что касается спотовой торговли, считает он, то Украине не стоит возлагать большие надежды на нее. «Там, конечно, цены низкие, но и объемы низкие. Украину интересуют десятки миллиардов кубометров газа, и если они выйдут на спотовый рынок с таким объемом, то цены на газ там сразу подскочат, условно станут такими же, как и на российский газ, – считает Сергей Агибалов. – Пока спотовый рынок является балансировочным, на этот рынок скидываются избыточные объемы газа. Это не тот рынок, на который можно сесть такому крупному потребителю, как Украина, и сидеть».
«Польская тема со сланцевым газом не так перспективна, как казалось. Польша явно не накормит всю Европу своим газом в ближайшем будущем», – говорит Агибалов, добавляя, что и Украине не особо стоит надеяться на польский сланец. Напомним, что в Польше были обнаружены большие запасы сланцевого газа, страна активно занимается разработкой этих месторождений. В конце прошлого года польские власти пообещали, что сланцевый газ может появиться на рынке уже к концу 2014 года, а не через 10–15 лет, как предполагалось ранее.
«Украине надо либо стать самостоятельным игроком на рынке, построив терминал СПГ, либо найти компромисс с Россией, а вот вариант с реверсом газа очень сложный. Надеяться на европейских поставщиков, что они найдут в больших объемах дешевый газ для Украины, – это необоснованные ожидания», – считает Агибалов.