Экономика

22 февраля 2012, 19:20

Россия спасет авиакомпании от европейского налога

Фото: Reuters

В Министерстве транспорта придумали, как избавить российские авиакомпании от навязываемого ЕС «экологического» налога. Помимо законодательного запрета на эту плату, Россия может ограничить частоту полетов европейским авиакомпаниям по транссибирской магистрали. Европейцам придется летать в Азию обходным путем, что сделает их неконкурентоспособными.

Россия в качестве ответных мер на введение Европейским союзом системы торговли квотами по эмиссии парниковых газов воздушными судами может ввести для авиакомпаний ЕС ограничения по увеличению частоты использования транссибирских магистралей, заявил замминистра транспорта Валерий Окулов, передает «Интерфакс».

У России есть козырь в виде транссибирских магистралей – самый короткий, быстрый и экономически выгодный маршрут пролета из Европы в Азию

Россия также может ввести законодательный запрет на участие российских авиакомпаний в системе торговли квотами по эмиссии парниковых газов. По словам Окулова, такой законопроект уже разработан и должен пройти одобрение в Госдуме.

Напомним, что ЕС с 1 января этого года включил все авиакомпании, использующие воздушное пространство Европы, в систему торговли выбросами парниковых газов. Теперь все перевозчики должны в обязательном порядке оплачивать эмиссию парниковых газов от выхлопов двигателей самолетов, так называемый новый «экологический» налог. Каждая авиакомпания должна перечислять деньги определенной стране Евросоюза.

По словам Окулова, по последним расчетам, авиакомпании РФ суммарно должны будут платить Евросоюзу 20–25 млн евро в год. Ранее в Минтрансе подсчитывали, что из-за этих плат авиабилеты могут подорожать на 5–40 евро каждый.

Замминистра также отметил, что все авиакомпании до марта текущего года должны будут открыть специальные «карбоновые счета», с этих счетов они должны будут платить ЕС за эмиссию парниковых газов. Оплата авиакомпаниями эмиссии за 2012 год должна быть осуществлена летом 2013 года.

Однако против такого одностороннего подхода выступила не только Россия, но и многие крупные страны мира. Хотя судебный орган ЕС 21 декабря 2011 года признал за ЕС право обязать все авиакомпании, летающие над территорией ЕС, выплачивать компенсации за выбросы самолетов. Это, по решению суда, соответствует принципам международного права и соглашению об «открытом небе».

Однако еще до решения суда прошлой осенью совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) принял резолюцию, осуждающую решение Евросоюза, за которую проголосовали 26 стран из 36 государств – членов совета. Против были восемь стран Евросоюза, еще две страны воздержались.

Во вторник и среду в Москве проходит международная конференция по вопросу снижения эмиссии парниковых газов от гражданской авиации с участием 33 делегаций от разных стран. По словам Окулова, 29 делегаций подписали декларацию о введении ответных мер на включение гражданской авиации в систему торговли квотами эмиссии парниковых газов. Был подписан документ, который включает восемь мер. При этом, по словам Окулова, каждая страна может выбрать те меры, которые она захочет и которые соответствуют ее национальному законодательству. Он отметил, что эти меры направлены либо на полную отмену системы торговли квотами, которую вводит Евросоюз, либо на то, чтобы отложить ее введение на более поздние сроки.

Россия так же, как и США, готовит законодательный запрет на участие российских авиакомпаний в системе торговли квотами по эмиссии парниковых газов. Но у России, в отличие от других стран, есть еще один козырь в виде наличия транссибирских магистралей, которым она и собирается воспользоваться в этой борьбе с новыми правилами ЕС на авиарынке.

«У России есть козырь в виде транссибирских магистралей – самый короткий, быстрый и экономически выгодный маршрут пролета из Европы в Азию. Россия может обменять право пролета по своей территории либо напрямую на деньги для своих авиакомпаний (такая схема действует сейчас в виде платы за полеты по этому маршруту для иностранных перевозчиков), либо на коммерческие права для своих компаний, либо на те или иные послабления. Это позиция Минтранса»,  – объясняет глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев.

ЕС взял роль сборщика этих платежей на себя и кладет доходы себе в карман

Валерий Окулов предупреждает, что, если Россия реализует ответные меры и будет отказывать европейским авиакомпаниям в увеличении частот на транссибирские полеты, это может привести к тому, что авиаперевозчики Японии, Китая, Кореи и других азиатских стран получат существенное преимущество перед авиакомпаниями Европейского союза.

«Сокращение частоты полетов по транссибирским магистралям для европейских авиакомпаний приведет к тому, что им придется использовать более длинные маршруты с пересадками, соответственно, это больший расход топлива, дополнительные издержки, которые влияют на стоимость билетов для пассажиров»,  – добавляет Олег Пантелеев.

Причем козырь в виде сокращения частоты полетов по транссибирским магистралям остается у России вне зависимости от того, отменяется плата за пролеты по этой территории или нет в связи с вступлением страны в ВТО, объясняет эксперт.

Напомним, что иностранные авиакомпании, летающие по транссибирскому воздушному пространству России, вынуждены платить роялти – компенсацию за упущенную Россией коммерческую выгоду вследствие беспосадочных полетов из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Получателем роялти является правопреемник советского «Аэрофлота» – «Аэрофлот – российские авиалинии». По данным ЕК за 2008 год, роялти может составлять 420 млн долларов ежегодно. Официально размер роялти не раскрывается.

Отмена роялти была одним из ключевых требований ЕС при обсуждении вопроса о вступлении России в ВТО. По последним данным, Россия пообещала, что взимание этой компенсации прекратит с 2014 года.

«Формально европейские судебные инстанции подтвердили легитимность сбора авианалога ЕС. Эти меры не носят дискриминационный характер, так как компенсацию за выбросы должны платить и европейские, и иностранные компании. Однако основная претензия мирового сообщества к европейцам заключается в том, что введенные ими меры являются односторонними. ЕС взял роль сборщика этих платежей на себя и кладет доходы себе в карман»,  – объясняет Олег Пантелеев.

Между тем, добавляет он, ИКАО осенью должна предложить глобальный подход для решения экологической проблемы. «У них не обязательно будет такой же подход, как у европейцев, но они сделают так, чтобы деньги получал не один ЕС, а какой-то уполномоченный орган в международном масштабе – либо правительства всех стран, либо другой вариант», – поясняет эксперт.

«Все надежды авиакомпаний сводятся к тому, что европейцы будут поставлены перед выбором. Либо осенью они соглашаются с предложениями экспертов мирового сообщества и ИКАО, либо большинство крупных стран: США, Китай, Индия, Россия и другие – предпримут контрмеры, которые могут привести к крупномасштабным торговым войнам», – объясняет эксперт. Ранее о возможности возникновения торговых войн из-за введения ЕС «экологического» налога в одностороннем порядке предупреждал Китай.

«Это классический случай, когда Евросоюз фактически противопоставил себя всему остальному миру», – говорил в начале февраля постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов. Он указал, что особенно для крупных авиационных держав, таких как Россия, Соединенные Штаты, Китай, Индия и другие, это «несправедливое и некорректное решение». Признавая пользу снижения выбросов углекислого газа, Чижов отметил, что «любые меры, регулирующие этот режим, конечно, должны быть плодом коллективных решений, а не односторонних», поскольку любые односторонние действия подрывают коллективные усилия.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?