Woodside Petroleum покупает 30% месторождения «Левиафан». Австралийская компания заплатит за месторождение до 2,5 млрд долларов и станет еще одним крупным игроком на рынке сжиженного природного газа (СПГ) в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
Вероятно, более привлекательным показалось привлечение новой компании, имеющей кроме того опыт продаж в Азии
Согласно условиям сделки, эта сумма будет выплачена в три этапа. Первоначальный платеж составит 696 млн долларов. Через некоторое время, когда вступит в силу закон, позволяющий экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из Израиля, Woodside выплатит еще 200 млн долларов участникам совместного предприятия по освоению месторождения – компаниям Noble Energy, Delek Group и Ratio Oil Exploration. Третий платеж составит 350 млн долларов. Первый выход газа на израильский рынок ожидается в 2016 году, сообщает Businessweek.
После завершения подписания договора по покупке доли в «Левифан», который подлежит одобрению со стороны регулирующих органов, доля Noble Energy в месторождении снизится с 39,66% до 30%.
Газпром, поставляющий до трети потребляемого в Европе газа, также претендовал на этот проект, предполагающий экспорт СПГ в Европу и Азию. По данным СМИ, российская компания предложила наибольшую цену на участие в «Левиафане». Другими претендентами были французская Total и China's National Offshore Oil Corporation.
Аналитики считают, что экспорт СПГ с месторождения начнется к концу десятилетия и что проект идеально расположен для снабжения как Европы, так и Азии, передает Reuters.
«Партнеры Leviathan хотели кого-то с опытом добычи и продажи СПГ. В этой сфере у Газпрома есть некоторый опыт, но он ограничен», – сказала аналитик IHS Global Insight Катрин Хантер. По ее словам, на принятие этого решения, вероятно, повлияли и стратегические соображения, учитывая, что Газпром считается первостепенным поставщиком газа в Европу. «Вероятно, более привлекательным показалось привлечение новой компании, имеющей кроме того опыт продаж в Азии», – добавила она.
Теперь Woodside Petroleum сможет управлять добычей на месторождении «Левиафан», что ставит компанию в центр зарождающейся газовой промышленности Израиля. Основная задача Woodside – запустить проект на фоне политической нестабильности в регионе, отметил аналитик Fat Prophets Дэвид Леннокс.
Запасы «Левиафан», расположенного в Средиземном море в 130 километрах от израильского порта Хайфа, оцениваются в 481 млрд кубометров, что почти соответствует годовому потреблению Европы. Woodside, стремясь расширить свой портфель нефтяных и газовых активов, изучает возможности расширения своего бизнеса в восточном Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
«Левиафан» – месторождение мирового класса, которое предлагает значительные возможности развития за счет растущего израильского внутреннего рынка газа и азиатского и европейского рынков экспорта», – заявил главный исполнительный директор Woodside Питер Коулман. Угрозы безопасности являются «управляемыми», добавил он.
«Woodside владеет необходимыми технологиями для разработки «Левиафана» и экспорта СПГ по морским путям Израиля. Это обеспечит рынку СПГ устойчивость, а также откроет доступ к азиатскому рынку газа», – подчеркнул глава компании Hertzliya Pituach Йосси Абу.
Что касается Газпрома, то это неприятная новость для компании. «Скорее всего, решение принималось с учетом политических реалий косвенной поддержки Россией ХАМАС, участия в арабских проектах, противоречащей США позиции по Сирии и т.д. Возможно, что влияние оказал и интерес Европы (стремящейся диверсифицировать не только маршруты поставок, но и источники газа) не допустить Газпром к участию в проекте. И все это вместе является еще одним указателем того, насколько жестко будут поступать с Газпромом в дальнейшем. А сейчас это особенно важно, когда Газпром собирается ввязаться в строительство газопровода «Южный поток», – заявил газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Впрочем, эта неудача не окажет значительного влияния на позиции Газпрома на европейском рынке газа. «Во-первых, Израиль планирует более половины добываемого газа направлять для собственных нужд. Во-вторых, израильским СПГ в первую очередь будут заинтересованы юг Турции и Кипр. Есть вероятность, что поставок СПГ в европейские страны в ближайшее время может и не быть. Но даже поставки потенциальных 200 млрд кубометров газа в Европу в течение двух десятков лет не смогут принципиально поменять европейский газовый баланс, поскольку будут составлять не более 2% всего газового рынка Европы», – отметил Николай Подлевских.
Начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников считает, что потеря этого контракта негативно скажется на долгосрочных перспективах компании на европейском рынке. «В частности, вырастет предложение на рынке СПГ, что приведет к снижению цен на газ для европейских потребителей. Для Газпрома в последнее время это стало одной из причин существенного снижения прибыли. В первом полугодии 2012 года компания выплатила 4,3 млрд долларов европейским потребителям по пересмотренным газовым контрактам. Прибыль Газпрома в первом и втором кварталах снизилась на 24% и 50% соответственно», – отметил эксперт.