«Если говорить о самой системе пенсионирования, то, вы знаете, здесь произошла ошибка в расчетах, ее нужно просто признать, признать правительству, признать тем, кто когда-то занимался этой проблемой, работая в правительстве», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с членами общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (цитаты по «Интерфаксу»).
Не получается, недоработали, ошиблись в целом ряде стимулов, в результате разница будет в пользу распределительной системы. Это что за накопительная система?
По его словам, когда принималась та система, исходили «из того, что к 2023 году те люди, которые будут выходить на пенсию, будут получать накопительную часть пенсии больше, чем пенсию из распределительной части». «Не получается, недоработали, ошиблись в целом ряде стимулов, в результате разница будет в пользу распределительной системы. Это что за накопительная система?» – сказал премьер.
Вторая ошибка, исходя из слов премьера, заключается в том, что пенсионная система, которая сформировалась на сегодняшний день, «сколько бы мы ни делали заклинаний о пользе длинных денег, не работает». «Минфин из этой копилки ни рубля никому не дал. Это не то, что Минфин плохой, а просто потому, что эта система не создавала тех самых ресурсов, которые необходимы, например, для инфраструктурных проектов», – подчеркнул премьер.
Сейчас правительство, по его словам, хочет не отменить накопительную систему, «она вполне рациональная часть целой системы», а оптимизировать ее «способами максимально эффективными и безубыточными для бизнеса». «Понятно, что если мы поделим 6%, то пропорции будут изменены, будет немного другая система по зачислению страховых платежей», – подчеркнул Медведев.
Он напомнил, что правительство взяло паузу на год с тем, чтобы граждане сами определились, в какой системе оставаться. Говоря о последнем законопроекте, предусматривающем перенос 4% взносов из накопительной части в распределительную, Медведев отметил, что «это предложение не ухудшает ситуацию ни для бизнеса, ни для граждан».
Пенсионная реформа в 2002 году, когда была введена накопительная часть пенсий, проводилась под руководством главы правительства Михаила Касьянова. Однако эксперты не спешат винить его в озвученных Медведевым ошибках – или, по крайней мере, не его одного.
«Мне кажется, что в 2002 году никто не питал иллюзий, что накопительный компонент в 2023 году будет больше, чем распределительный. В накопительный компонент отчисляется только 6% тарифа, а в распределительную часть в разные годы – от 14 до 16%, то есть в два раза больше», – говорит газете ВЗГЛЯД завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.
«Кроме того, надо учитывать, что к 2023 году пройдет всего 20 лет с момента создания накопительной системы, тогда как средний стаж по стране в районе 33 лет. Получается, что люди, которые будут выходить в 2023 году на пенсию, будут формировать права в распределительный компонент в течение 33 лет, тогда как права в накопительный компонент – только 20 лет. Очевидно, что в полной мере накопительный компонент будет у тех людей, которые только начали работать в 2002 году и которые будут выходить на пенсию в 2032–2035 годах», – указывает Владимир Назаров.
Что касается длинных денег, то это, по мнению эксперта, также не является ошибкой 2002 года. «Это ошибка всех последующих лет», – говорит Назаров. «Во все эти годы не было сделано две вещи. Первое – не был разработан собственно сам финансовый инструмент инфраструктурных облигаций, до сих пор нет такого инструмента. У пенсионных фондов не было ни единого шанса туда инвестировать деньги, даже если бы они сильно захотели. Поэтому этот упрек не может быть в адрес пенсионных фондов», – указывает эксперт.
«Во-вторых, фактически не было разрешено инвестировать в высокодоходные рискованные активы. Трудно говорить о длинных деньгах, когда к пенсионным фондам предъявлялось требование показывать номинальную ежегодную доходность. Из-за этого они не могли инвестировать в рискованные активы, а должны были инвестировать в очень ликвидные и низкодоходные активы, то есть в государственный долг, что они блистательно и делали все эти годы», – добавляет Владимир Назаров.
В итоге ничего удивительного в том, что доходность НПФ ниже, чем инфляция. В ВЭБе среднегодовая доходность по пенсионным накоплениям составляет 6,5%, а в НПФ – 7,5–8%, говорила газете ВЗГЛЯД первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
«В самом решении правительства Касьянова (с 2000-го по 2004 год) перейти на накопительную систему не было никакой ошибки. Другое дело, что оно не доделало работу. Михаил Касьянов не сделал ничего для того, чтобы можно было эффективно инвестировать пенсионные накопления граждан. Однако этого не сделали и все последующие правительства после Касьянова: Фрадкова (2004–2007 годы), Зубкова (2007–2008 годы), Путина (2008–2012 годы), Медведева (с 2012 года). На самом деле государство сделало все, чтобы не было ни длинных денег, ни большой эффективности накопительной системы», – резюмирует эксперт.
При этом эксперт указывает еще на одну важную ошибку, которую совершило государство в последующие годы после реформы в 2002 году. «В целом в 2002 году каких-то грандиозных ошибок при реформировании пенсионной системы совершено не было. А вот в последующие годы, на мой взгляд, была сделана одна важная ошибка в том, что была проведена валоризация (повышение) пенсий без повышения пенсионного возраста. Базовую часть пенсии радикально увеличили, но без каких-либо мер по повышению сбалансированности пенсионной системы. Теперь пенсионный фонд страдает от дефицита», – отмечает Владимир Назаров.
Напомним, что президент Путин принял решение сократить отчисления работодателей в накопительную часть пенсий с нынешних 6% до 2% от зарплаты. Однако потребовал не спешить с этим до 2014 года. В течение 2013 года будет сохранен объем страховых взносов в накопительную часть в 6%. До января 2014 года россиянам дается право самим решить, остаться в системе накопительного компонента со своими 6% или нет. В негосударственные пенсионные фонды перевели свою накопительную часть уже почти 15,6 млн человек, и ожидается, что к концу года их будет порядка 16 млн человек.