«Почему, имея собственный прототип высокоскоростного поезда, средства направлены не на налаживание своего серийного производства, а на приобретение импортной продукции?» – сказал президент во время заседания Совета регионов во вторник в Киеве.
Что, нам не было понятно, что эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации? Не говоря уже об интересах нашего товаропроизводства
Он возмутился тем, что закупленные поезда зарубежного производства не приспособлены к условиям эксплуатации на территории Украины.
«Что, нам не было понятно, что эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации? Не говоря уже об интересах нашего товаропроизводства», – подчеркнул президент (цитаты по «Интерфаксу»).
Речь идет о закупке «Укрзализницей» (Украинскими железными дорогами) южнокорейских скоростных поездов Hyundai у транспортного отделения компании Hyundai Rotem. В 2012 году на украинский рынок было поставлено 10 таких поездов для обеспечения транспортом болельщиков чемпионата Европы по футболу. Эти электропоезда двойного питания, рассчитанные на максимальную скорость 160 км/ч, стали курсировать между Киевом, Донецком, Львовом, Харьковом и Днепропетровском. Стоимость контракта составила 307 млн долларов.
Изначально идею о закупке корейских поездов озвучила в 2009 году, будучи тогда премьером, Юлия Тимошенко. С ее подачи Украинские железные дороги даже подписали с Hyundai меморандум о сотрудничестве. Однако когда в 2010 году Тимошенко лишилась премьерского поста, были остановлены и переговоры по этому проекту.
Между тем скоростные поезда все-таки нужны были Украине для перевозки болельщиков на Евро-2012. Поэтому Украинские железные дороги стали выбирать между скоростными поездами нескольких иностранных компаний – Alstom (Франция), Siemens (Германия) и Skoda (Чехия). В числе претендентов на подписание договора был также и местный производитель поездов – украинский Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ). Однако только Hyundai Rotem решился поставить поезда в сжатые сроки, как того потребовала украинская сторона.
Первые поезда из Южной Кореи стали приходить весной 2012 года, когда оставалось всего несколько месяцев до начала Евро-2012. Но в целом с задачей перевозки болельщиков во время чемпионата поезда справились. Однако с наступлением в Украине морозов поезда Hyundai стали один за другим выходить из строя. В каждом случае поезд неожиданно останавливался в поле или в лесу, отопление и свет в поезде отключалось, а пассажиры мерзли в течение нескольких часов, ожидая, пока локомотив отбуксирует сломавшийся южнокорейский поезд.
Причем причины всякий раз назывались разные. Винили перепады напряжения в электросетях, обрыв контактного провода, падение деревьев на пути и сложные метеоусловия. Украинские СМИ насчитали несколько десятков случаев таких поломок в ноябре–декабре этого года. Причем в декабре, который выдался на Украине морозным, поломки поездов Hyundai стали происходить чуть ли не каждый день.
Так, 6 декабря поезд Hyundai, следовавший из Киева в Харьков, более трех часов простоял на перегоне в Полтавской области. Через два дня сломался скоростной поезд, который шел из Днепропетровска в Киев, 12 декабря – сразу два поезда Hyundai, которые следовали по маршруту Донецк – Киев и Киев – Донецк. 14 декабря из строя вышло сразу четыре южнокорейских состава. Затем в ночь на 17 декабря поезд, который шел из Донецка в Киев, целых три часа простоял в поле недалеко от станции Лозовая. Другие поломки произошли 18, 20 и 22 декабря.
Особые требования
К иностранной технике, в частности, автомобилям и поездам, как в России, так и на Украине предъявляются особые требования относительно эксплуатации в условиях низких температур.
Так, европейские поезда Valero компании Siemens, которые в России получили имя «Сапсан», должны были пройти сертификацию как самого поезда, так и отдельных компонентов. РЖД изложила требования к электропоезду в техническом задании, а несколько научно-исследовательских институтов проводили проверку выполнения этих требований. Согласно одному из них, эксплуатация поезда в России должна быть возможной при температуре окружающей среды до минус 40 градусов Цельсия без ограничений.
В РЖД говорили, что нигде в мире при температуре минус 38 поезда не движутся со скоростью 250 км/час. Поэтому немецкие специалисты тщательно изучали особенности эксплуатации российских поездов в условиях низких температур. Часть идей, которые применялись на железных дорогах России, были воплощены в «Сапсане».
Президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Мёллер в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывал, что для России в немецкий высокоскоростной поезд было внесено большое количество изменений, чтобы адаптировать его к климатическим условиям и широкой колее. В рамках этих работ немецкие специалисты вместе с инженерами РЖД даже подали заявки на целых 20 патентов.
Компоненты поездов Valero были доработаны так, чтобы они могли ходить по железным дорогам зимой. Во-первых, при производстве были применены специальные материалы, пригодные для эксплуатации в данных температурных диапазонах, что позволило обходиться без дополнительного обогрева. Речь идет о материалах, используемых при изготовлении элементов крепления, резиновых уплотнений, пластмассовых деталей.
Во-вторых, для защиты компонентов тягового привода от атмосферных осадков забор охлаждающего воздуха при эксплуатации поезда в зимнее время осуществляется через воздушные каналы крыши, далее воздух подается в защитный поддон. Для решения этой задачи пришлось разработать специальную крышевую конструкцию для забора воздуха. Кроме того, подвагонное оборудование было дополнительно защищено от попадания снега и обледенения. Токоприемники были оборудованы пневматическим цилиндром особой конструкции (с коротким ходом), с помощью которого можно поднять даже примерзший токоприемник.
Но даже переработанные «Сапсаны» на первых порах оказались неприспособленными к российским морозам, их пришлось еще раз дорабатывать. В первую же зиму эксплуатации этих поездов в 2010 году произошло несколько технических неполадок. В РЖД официально признали, что причиной поломок стал износ колесных пар «Сапсана» из-за низких температур.
«Причиной износа стали низкие температуры, на которые не был рассчитан профиль колеса», – говорил тогда замначальника Центра технического аудита РЖД Владимир Асриянц. Неофициально сообщалось, что на каждом колесе поезда за месяц регулярной эксплуатации образовались выщербины глубиной 6 мм и шириной около 1 см. Эти выщербины дали трещины на глубину еще 6 мм, что вызвало сильный износ колесной пары при маленьком пробеге. Впрочем, в РЖД уверили, что изменили профиль колес необходимым образом, и безопасность пассажиров была обеспечена.
Понадеялись на опыт
#{image=336903}Не исключено, что южнокорейские поезда, поставленные на Украину, не прошли такой тщательной доработки, как немецкие поезда в России.
Эксперты считают, что проблемы поездов Hyundai были вызваны отсутствием полноценных испытаний: поезда прибыли из Южной Кореи уже после холодов, их невозможно было испытать в условиях настоящей зимы и оценить способность работать в трудных условиях украинской железнодорожной инфраструктуры, передавала «КП в Украине».
В пресс-службе Украинских железных дорог на вопрос о технических причинах поломки поездов отвечать отказались, а связаться оперативно с южнокорейским представительством Hyundai Rotem на Украине газете ВЗГЛЯД не удалось.
Между тем руководитель проекта Hyundai Rotem Джей Кхо Ли в конце октября этого года уверял, что их скоростные поезда, поставленные на Украину, вполне рассчитаны на эксплуатацию при низких температурах и выдержат работу в условиях украинской зимы.
Поезда, отправленные на Украину, прошли в Южной Корее только заводские испытания. После поставки поездов на Украину они уже прошли все испытания, которые требуются украинскими сертификационными органами. Они также получили все необходимые разрешения от украинских сертификационных органов на узлы и детали поезда. Об этом рассказывали этим летом глава представительства Hyundai Corporation в Украине Юн Сук Чой и менеджер проекта Hyundai Rotem Донг Хун Ли в интервью украинскому Центру транспортных стратегий.
«Касательно холодного климата – по условиям контракта наш поезд должен работать при температуре минус 40. Поэтому мы провели тестирование всех деталей в Корее именно при такой температуре. Так что, можно сказать, что наш поезд уже проверен достаточно», – уверяли тогда представители южнокорейской компании.
Но если в России испытания новых скоростных поездов проводились целых два года, то южнокорейцы посчитали, что для их поездов такого большого срока испытаний будет много.
«Испытания действительно могут проводиться два года. Но это касается лишь совсем новых поездов. У нас же есть опыт поставки в другие страны, поэтому, можно сказать, данный поезд уже хорошо проверен. Наш первый с момента заключения контракта состав был полностью собран в Корее 20 декабря 2011 года. На Украину он был поставлен 11 марта, пусконаладочные работы и испытания длились до 16 мая. Все основное электрооборудование, главные системы поезда уже были проверены в других странах ранее. Нам лишь нужно было, чтоб поезд адаптировался к среде и инфраструктуре украинских железных дорог, а также обучить машинистов», – рассказывали представители южнокорейской компании.
По их же словам, до поставки поездов Hyundai на Украину поезда такой же спецификации со скоростью 160 км/ч эксплуатировались на Корейской железной дороге только с 2012 года. До этого компания поставляла поезда, но со скоростью 180 км/ч, в Малайзию, Ирландию, Индию, Бразилию, Новую Зеландию и США. Получается, что до поставки на Украину поезда Hyundai эксплуатировались исключительно в теплых странах.
Руководство Hyundai Corporation через министерство инфраструктуры Украины на прошлой неделе распространило письмо, в котором принесло извинения за причиненные пассажирам неудобства. «Это первая наша зима на Украине, которая покажет нам сферы для совершенствования (наши слабые стороны). Каждый вид транспорта выходит из строя в зимний период», – говорилось в письме.
Затем замглавы фракции Партии регионов в Верховной раде Украины Сергей Тигипко заявил, что покупка южнокорейских поездов была «ошибкой», и призвал президента Украины наказать виновных в заключении этого контракта.
На днях министр инфраструктуры Борис Колесников также принес свои извинения пассажирам поездов Hyundai, заявив, что предлагал протестировать составы поездов во время перегона из Южной Кореи на Украину. «Можно было не везти их пароходом в Одессу, а прогнать по Транссибу, это было бы испытанием для них, и все эти болячки вылезли бы», – сказал он. Вскоре стало известно, что Колесников не войдет в новый состав правительства.