Экономика

26 декабря 2012, 19:45

Продажные перспективы Ил-476 оценили в 1 трлн рублей

Фото: ИТАР-ТАСС

Суммарный портфель заказов на новое семейство машин, разработанных на базе Ил-476, в ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» оценили в 1 трлн рублей. Если перевести сумму в количество машин, то ожидаемый заказ оценивается в сотни самолетов, включая уже обещанные закупки в рамках госпрограммы вооружений.

Суммарный портфель заказов на новое семейство крылатых машин, разработанных на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, также известного как Ил-476, может составить 1 трлн рублей. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» (ОАО «Ил») Виктора Ливанова.

В начале октября Минобороны и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписали контракт стоимостью почти 140 млрд рублей на поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в российские Вооруженные силы. Всего же, как заявлялось, государство закупит 100 самолетов данной модели в рамках Госпрограммы вооружений.

«Однако это только начало, – надеется Ливанов. – По нашим расчетам, с учетом выпуска целого семейства самолетов на базе Ил-76МД-90А, включая перспективный самолет-заправщик Ил-78МД-90А, портфель заказов на новые транспортные самолеты в ближайшей перспективе достигнет одного триллиона рублей».

Первый серийный перспективный самолет-заправщик Ил-78МД-90А, как сообщил Ливанов, будет изготовлен в 2015 году. В настоящее время уже ведутся опытно-конструкторские работы по этому самолету в рамках подписанного с Минобороны РФ контракта. Компания «Ил» уже приступила к созданию опытного образца этого самолета-заправщика, в 2013 году он будет применяться в летных испытаниях Ил-476.

Что касается Ил-76МД-90А, то первый летный образец стал главной новинкой в экспозиции Международного авиатранспортного форума (МАТФ-2012), проходившего в Ульяновске в конце августа. В сентябре самолет совершил свой первый полет.

Перед заводом стоит задача к 2016 году выйти на производство 16 самолетов Ил-76МД-90А в год, указывал ранее гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев (разрабатывал современную модификацию Ил-76 «Авиационный комплекс имени Илюшина», а производителем стало именно Ульяновское предприятие). Под эту программу, по его словам, планируется набрать дополнительный персонал – пять тысяч человек.

Ил-76 был разработан еще в 60–70-е годы прошлого века. Тогда он производился в Узбекистане – на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Первый полет совершил в мае 1973 года и сразу встал на вооружение ВВС СССР.

В 2006 году правительство приняло решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, так как завод в Узбекистане не обладал уже ни производственными, ни технологическими возможностями для реализации программы по модернизации самолета.

С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения. Именно Минобороны стало основным заказчиком проведения модернизации Ил-76.

Ил-76 различных модификаций является также основным самолетом военно-транспортной авиации Украины. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.

Светлое будущее

Новый самолет имеет высокий экспортный потенциал, уверен Виктор Ливанов, поэтому он будет предлагаться не только тем странам, которые уже имели или имеют в своих авиапарках самолеты Ил-76 предыдущего поколения, но и новым эксплуатантам.

По словам главы ОАО «Ил», бортовые системы и конструкция самолета Ил-76МД-90А обновлены по отношению к базовой версии на 80%, а его серийное производство впервые будет осуществляться в России с применением новой технологии трехмерного цифрового проектирования.

В последнее время перспективы самолетов семейства Ил-76 выглядели не слишком радужными. Достаточно вспомнить два проигранных Рособоронэкспортом индийских тендера. Так, вместо Ил-76 индийские военные предпочли закупить шесть американских С-130J-30 Super Hercules за 1 млрд долларов, притом что российские самолеты обошлись бы дешевле. В другом конкурсе наш самолет-заправщик (по предварительным данным) уступил своему европейскому конкуренту А-330 от Airbus. По некоторым данным, российский Ил-78МКИ оказался в закупке дешевле европейского самолета, однако в плане обслуживания и потребления топлива – значительно дороже.

По нашим расчетам, с учетом выпуска целого семейства самолетов на базе Ил-76МД-90А портфель заказов на новые транспортные самолеты в ближайшей перспективе достигнет одного триллиона рублей

Наблюдатели отмечали, что большая часть истребителей и вертолетов на вооружении Индии – советского и российского производства, а значит, совместимость с системами заправки Ил-78МКИ будет гарантирована. В этом смысле, казалось, у Ил-78 шансов на победу больше, чем у А-330. Однако ему не помогло даже то, что Индия уже обладает всей необходимой инфраструктурой для содержания и обслуживания российских заправщиков, и при закупке новой партии таких самолетов переучивать пилотов и операторов заправки на новые системы ей бы не пришлось.

Впрочем, источник, близкий к российскому ОПК, сообщил ИТАР-ТАСС, что Россия никакого официального уведомления о результатах конкурса не получала: «уверенным в результате тендера можно быть только после официального объявления победителя». В России еще верят, что им окажется именно Ил.

Речь идет не только о проигранных тендерах, но и о сорванных контрактах, комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. К примеру, в 2005 году Китай заключил с Россией «эпохальный» контракт на поставку 40 военно-транспортных самолетов Ил-76. Их обещали построить для Поднебесной за 1 млрд долларов. Но так и не построили.

«Проблема заключалась в том, что серийного производства Ил-76 в России не существовало, – поясняет эксперт. –  Ил-76 собирался в Ташкенте на ТАПО имени В. П. Чкалова. И те контракты, которые мы заключали с зарубежными клиентами, могли быть не реализованы по причинам, не зависящим от России. Именно поэтому, учитывая потребности собственных вооруженных сил в таком самолете, было решено организовать его производство на территории России».

На сегодня только две страны производят тяжелые транспортные самолеты: Россия и США. Самолет российского производства может быть востребован не только Минобороны РФ, отечественными коммерческими авиакомпаниями, но зарубежными авиакомпаниями, а также госзаказчиками, скажем, в Китае или Индии, говорит Роман Гусаров.

При этом он напоминает, что новый самолет – «очень глубокая модернизация самолета Ил-76, если не сказать больше». «Там новое практически все: крыло спроектировано заново, двигатели новые, авионика новая, система управления новая, шасси новое», – перечисляет эксперт.

Напомним, модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси, значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Максимальная нагрузка увеличена с 47 до 52 тонн, максимальный взлетный вес самолета – со 190 до 210 тонн, дальность полета – до 5000 км.

«Внешне Ил похож на своего предшественника, но по начинке это совершенно новый самолет. Увеличены грузоподъемность, взлетный вес. Установлен современный пилотажный навигационный комплекс. Впервые на этом типе самолетов реализована технология стеклянной кабины и цифрового борта. Новый состав оборудования позволит самолету эксплуатироваться во всем мире и будет соответствовать не только действующим требованиям ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям», – рассказывал главный конструктор ОАО «Ил» Андрей Юрасов.

Установка двигателя четвертого поколения позволяет снизить удельный расход топлива на 12%, увеличить дальность полета на 18%, снизить прямые эксплуатационные расходы. Это также позволяет самолету взлетать и садиться на высокогорных аэродромах и в условиях высоких температур. Уровень шума и эмиссии силовой установки теперь соответствует нормам ИКАО.

Как отмечали разработчики, модифицированный Ил-76МД может составить серьезную конкуренцию западным воздушным «грузовикам»: аналогов в классе рамповых самолетов ему нет. Кроме того, он способен эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений, от Антарктиды до Африки.

По мнению Романа Гусарова, именно сейчас есть все основания надеяться, что контракты начнут заключаться, и Россия станет выигрывать тендеры. «Я предполагаю, что первым в очереди на модифицированный Ил-76 может быть Китай, который нуждается в таком самолете», – говорит он.

Однако эксперт не берется сказать, сколько таких самолетов может быть продано, даже если в расчет брать озвученный Ливановым триллион рублей. «Речь ведь идет о не каком-то одном самолете, а о целом семействе. Цена отдельно взятой модификации может сильно отличаться», – рассуждает Роман Гусаров.

Минобороны за каждый из 39 заказанных Ил-76МД-90А заплатит примерно 3,6 млрд рублей или 107 млн долларов. Таким образом, чисто теоретически 1 трлн рублей  – это 277 модернизированных Ил-76.

Источник в авиаотрасли сообщил газете ВЗГЛЯД, что по самым предварительным оценкам потребность российского рынка в новом семействе машин, разработанных на базе Ил-476, составляет порядка 80100 самолетов без учета пробной партии для Минобороны. Однако реальная цифра может быть еще выше.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?