Экономика

26 декабря 2012, 19:45

Продажные перспективы Ил-476 оценили в 1 трлн рублей

Фото: ИТАР-ТАСС

Суммарный портфель заказов на новое семейство машин, разработанных на базе Ил-476, в ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» оценили в 1 трлн рублей. Если перевести сумму в количество машин, то ожидаемый заказ оценивается в сотни самолетов, включая уже обещанные закупки в рамках госпрограммы вооружений.

Суммарный портфель заказов на новое семейство крылатых машин, разработанных на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, также известного как Ил-476, может составить 1 трлн рублей. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» (ОАО «Ил») Виктора Ливанова.

В начале октября Минобороны и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписали контракт стоимостью почти 140 млрд рублей на поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в российские Вооруженные силы. Всего же, как заявлялось, государство закупит 100 самолетов данной модели в рамках Госпрограммы вооружений.

«Однако это только начало, – надеется Ливанов. – По нашим расчетам, с учетом выпуска целого семейства самолетов на базе Ил-76МД-90А, включая перспективный самолет-заправщик Ил-78МД-90А, портфель заказов на новые транспортные самолеты в ближайшей перспективе достигнет одного триллиона рублей».

Первый серийный перспективный самолет-заправщик Ил-78МД-90А, как сообщил Ливанов, будет изготовлен в 2015 году. В настоящее время уже ведутся опытно-конструкторские работы по этому самолету в рамках подписанного с Минобороны РФ контракта. Компания «Ил» уже приступила к созданию опытного образца этого самолета-заправщика, в 2013 году он будет применяться в летных испытаниях Ил-476.

Что касается Ил-76МД-90А, то первый летный образец стал главной новинкой в экспозиции Международного авиатранспортного форума (МАТФ-2012), проходившего в Ульяновске в конце августа. В сентябре самолет совершил свой первый полет.

Перед заводом стоит задача к 2016 году выйти на производство 16 самолетов Ил-76МД-90А в год, указывал ранее гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев (разрабатывал современную модификацию Ил-76 «Авиационный комплекс имени Илюшина», а производителем стало именно Ульяновское предприятие). Под эту программу, по его словам, планируется набрать дополнительный персонал – пять тысяч человек.

Ил-76 был разработан еще в 60–70-е годы прошлого века. Тогда он производился в Узбекистане – на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Первый полет совершил в мае 1973 года и сразу встал на вооружение ВВС СССР.

В 2006 году правительство приняло решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, так как завод в Узбекистане не обладал уже ни производственными, ни технологическими возможностями для реализации программы по модернизации самолета.

С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения. Именно Минобороны стало основным заказчиком проведения модернизации Ил-76.

Ил-76 различных модификаций является также основным самолетом военно-транспортной авиации Украины. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.

Светлое будущее

Новый самолет имеет высокий экспортный потенциал, уверен Виктор Ливанов, поэтому он будет предлагаться не только тем странам, которые уже имели или имеют в своих авиапарках самолеты Ил-76 предыдущего поколения, но и новым эксплуатантам.

По словам главы ОАО «Ил», бортовые системы и конструкция самолета Ил-76МД-90А обновлены по отношению к базовой версии на 80%, а его серийное производство впервые будет осуществляться в России с применением новой технологии трехмерного цифрового проектирования.

В последнее время перспективы самолетов семейства Ил-76 выглядели не слишком радужными. Достаточно вспомнить два проигранных Рособоронэкспортом индийских тендера. Так, вместо Ил-76 индийские военные предпочли закупить шесть американских С-130J-30 Super Hercules за 1 млрд долларов, притом что российские самолеты обошлись бы дешевле. В другом конкурсе наш самолет-заправщик (по предварительным данным) уступил своему европейскому конкуренту А-330 от Airbus. По некоторым данным, российский Ил-78МКИ оказался в закупке дешевле европейского самолета, однако в плане обслуживания и потребления топлива – значительно дороже.

По нашим расчетам, с учетом выпуска целого семейства самолетов на базе Ил-76МД-90А портфель заказов на новые транспортные самолеты в ближайшей перспективе достигнет одного триллиона рублей

Наблюдатели отмечали, что большая часть истребителей и вертолетов на вооружении Индии – советского и российского производства, а значит, совместимость с системами заправки Ил-78МКИ будет гарантирована. В этом смысле, казалось, у Ил-78 шансов на победу больше, чем у А-330. Однако ему не помогло даже то, что Индия уже обладает всей необходимой инфраструктурой для содержания и обслуживания российских заправщиков, и при закупке новой партии таких самолетов переучивать пилотов и операторов заправки на новые системы ей бы не пришлось.

Впрочем, источник, близкий к российскому ОПК, сообщил ИТАР-ТАСС, что Россия никакого официального уведомления о результатах конкурса не получала: «уверенным в результате тендера можно быть только после официального объявления победителя». В России еще верят, что им окажется именно Ил.

Речь идет не только о проигранных тендерах, но и о сорванных контрактах, комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. К примеру, в 2005 году Китай заключил с Россией «эпохальный» контракт на поставку 40 военно-транспортных самолетов Ил-76. Их обещали построить для Поднебесной за 1 млрд долларов. Но так и не построили.

«Проблема заключалась в том, что серийного производства Ил-76 в России не существовало, – поясняет эксперт. –  Ил-76 собирался в Ташкенте на ТАПО имени В. П. Чкалова. И те контракты, которые мы заключали с зарубежными клиентами, могли быть не реализованы по причинам, не зависящим от России. Именно поэтому, учитывая потребности собственных вооруженных сил в таком самолете, было решено организовать его производство на территории России».

На сегодня только две страны производят тяжелые транспортные самолеты: Россия и США. Самолет российского производства может быть востребован не только Минобороны РФ, отечественными коммерческими авиакомпаниями, но зарубежными авиакомпаниями, а также госзаказчиками, скажем, в Китае или Индии, говорит Роман Гусаров.

При этом он напоминает, что новый самолет – «очень глубокая модернизация самолета Ил-76, если не сказать больше». «Там новое практически все: крыло спроектировано заново, двигатели новые, авионика новая, система управления новая, шасси новое», – перечисляет эксперт.

Напомним, модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси, значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Максимальная нагрузка увеличена с 47 до 52 тонн, максимальный взлетный вес самолета – со 190 до 210 тонн, дальность полета – до 5000 км.

«Внешне Ил похож на своего предшественника, но по начинке это совершенно новый самолет. Увеличены грузоподъемность, взлетный вес. Установлен современный пилотажный навигационный комплекс. Впервые на этом типе самолетов реализована технология стеклянной кабины и цифрового борта. Новый состав оборудования позволит самолету эксплуатироваться во всем мире и будет соответствовать не только действующим требованиям ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям», – рассказывал главный конструктор ОАО «Ил» Андрей Юрасов.

Установка двигателя четвертого поколения позволяет снизить удельный расход топлива на 12%, увеличить дальность полета на 18%, снизить прямые эксплуатационные расходы. Это также позволяет самолету взлетать и садиться на высокогорных аэродромах и в условиях высоких температур. Уровень шума и эмиссии силовой установки теперь соответствует нормам ИКАО.

Как отмечали разработчики, модифицированный Ил-76МД может составить серьезную конкуренцию западным воздушным «грузовикам»: аналогов в классе рамповых самолетов ему нет. Кроме того, он способен эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений, от Антарктиды до Африки.

По мнению Романа Гусарова, именно сейчас есть все основания надеяться, что контракты начнут заключаться, и Россия станет выигрывать тендеры. «Я предполагаю, что первым в очереди на модифицированный Ил-76 может быть Китай, который нуждается в таком самолете», – говорит он.

Однако эксперт не берется сказать, сколько таких самолетов может быть продано, даже если в расчет брать озвученный Ливановым триллион рублей. «Речь ведь идет о не каком-то одном самолете, а о целом семействе. Цена отдельно взятой модификации может сильно отличаться», – рассуждает Роман Гусаров.

Минобороны за каждый из 39 заказанных Ил-76МД-90А заплатит примерно 3,6 млрд рублей или 107 млн долларов. Таким образом, чисто теоретически 1 трлн рублей  – это 277 модернизированных Ил-76.

Источник в авиаотрасли сообщил газете ВЗГЛЯД, что по самым предварительным оценкам потребность российского рынка в новом семействе машин, разработанных на базе Ил-476, составляет порядка 80100 самолетов без учета пробной партии для Минобороны. Однако реальная цифра может быть еще выше.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники
Темы дня

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества экс-замглавы Минобороны Иванова

Ростех направил Индии предложение по локализации выпуска Су-57

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

США потребовали увеличения оборонных обязательств Европы в рамках НАТО

США рассчитывают, что к 2027 году Европа возьмет на себя основную часть оборонных функций в НАТО, включая разведку и развертывание ракетных систем, пишет Reuters.

Озвучены планы по строительству новых тральщиков для ВМФ

Средне-Невский судостроительный завод намерен продолжить выпуск тральщиков проекта 12700 «Александрит» с улучшенным оснащением вплоть до 2050 года, заявил замглавкома ВМФ Игорь Мухаметшин.

Захарова сравнила Евросоюз с «воровской группировкой»

Евросоюз начал действовать как «воровская группировка» в вопросе российских активов, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Российские войска освободили Безымянное в ДНР

Подразделения Южной группировки за последние сутки освободили Безымянное в Донецкой народной республике (ДНР). Всего же за неделю ВС России освободили семь населенных пунктов в зоне СВО.

Индия выразила готовность производить российские беспилотники «Ланцет»

Россия и Индия ведут переговоры о возможной локализации производства российских беспилотников, включая модель «Ланцет», сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто и подчеркнули, что регистрация машин не зависит от срока их эксплуатации, а определяется техническим состоянием транспортного средства.

Моди назвал главную силу в отношениях России и Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что основой отношений между Россией и Индией является взаимное доверие.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Белый дом назвал приоритетом восстановления стратегической стабильности с Россией

Вашингтон включил восстановление стратегической стабильности с Россией в число главных внешнеполитических задач в Европе. Об этом говорится в обновленной Стратегии национальной безопасности США.

Глава Euroclear заявила об угрозе банкротства из-за плана ЕС по активам России

Глава крупнейшего европейского депозитария Euroclear Валери Урбен выразила сомнения в реализуемости предложенного Еврокомиссией плана экспроприации российских активов.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов