Экономика

8 октября 2012, 14:50

Путин: Региональные самолеты надо собирать в России

Фото: ИТАР-ТАСС

Президент России Владимир Путин потребовал от Минтранса и Минпромторга удвоить усилия по развитию региональных авиаперевозок. В частности, его интересует стимулирование российской сборки самолетов. Причем с глубокой степенью локализации.

Президент России Владимир Путин просит Минтранс активнее координировать работу с Минпромторгом по проблеме развития региональных авиаперевозок, передает «Интерфакс».

Просто отверточная сборка нам здесь не нужна; то есть она может быть использована, но на какой-то очень короткий период

На встрече с министром транспорта Максимом Соколовым глава государства поручил ему проработать этот вопрос вместе с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и доложить о результатах.

«Вам нужно поплотнее работать с Министерством промышленности для того, чтобы собственная техника появлялась, российского производства, нужно сопоставлять действия вашего министерства с подготовкой, естественно, отечественной техники, чтобы наши иностранные партнеры, которые поставляют до сих пор эту технику, знали заранее (так, как мы это делали совсем недавно в области автомобильного транспорта), на что и в какие сроки они могут рассчитывать, с тем, чтобы переносили производство сюда, да и наша ОАК развивала это производство», – сказал президент Максиму Соколову.

Путин подчеркнул, что речь должна идти о сборке с глубокой степенью локализации. «Просто отверточная сборка нам здесь не нужна; то есть она может быть использована, но на какой-то очень короткий период, – пояснил он. – Надо это делать, понимаете, надо делать это вместе всем, а не «садиться на иглу» постоянных закупок за рубежом».

Он предложил министру транспорта вместе с министром промышленности и торговли подготовить доклад по этой проблеме. «Я думаю, что в течение месяца – сейчас уже такие разработки ведутся – мы будем готовы доложить о том, какие программы, какие проекты реально есть на наших российских авиапредприятиях», – отреагировал Соколов.

«Крупные компании пока не хотят создавать собственные производственные мощности на территории России, хотя имеют свои представительства и работают на территории нашей страны, – говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Ряд проектов рассматривался с Airbus, в том числе и по конвертации A320 в грузовую комплектацию. Однако о сборке моделей речь не идет».

Успех подобных проектов, считает он, будет зависеть от конъюнктуры рынка малой авиации. С одной стороны, он обладает высоким потенциалом, с другой – добиться его существенного роста можно будет только развивая инфраструктуру в регионах, а также решая проблемы со стоимостью топлива.

Без обновления парка самолетов говорить о возрождении региональной авиации бессмысленно, добавляет главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. При этом, как считает эксперт, отверточная сборка иностранных самолетов нам действительно не нужна, а другая просто невозможна.

«Никаких программ по локализации нет и быть в принципе не может. Производство самолета – это не автомобильное производство, это значительно более высокотехнологичный продукт, и попытка локализации на территории России выльется в многомиллиардные траты», – рассказывает Гусаров.

Говорить о сборке иностранных самолетов на территории России, да и только отверточной, можно лишь в том случае, есть речь идет самолетах малой авиации (до 12 мест).

«Глубокая степень локализации экономически нецелесообразна и для производителей техники, для нас, потом что она будет стоить значительно дороже, чем готовый самолет, который можно купить у западных производителей», – уверен Гусаров.

Поэтому, считает эксперт, делать упор необходимо на развитие российского производства – другого пути нет. Российские производители могли бы решать эти задачи совместно с иностранными производителями.

«Не нужна 100-процентная локализация по нашей технике, – отмечает Гусаров. – Если есть иностранные комплектующие высокого качества, которые нам в ближайшие годы не освоить, то можно покупать их на западе. Если иностранные компании почувствуют, что у нас большой рынок сбыта их продукции, то они будут строить компонентные заводы на территории России и открывать совместные предприятия. Но сам конечный продукт однозначно должен быть российской разработки».

Эксперт назвал несколько программ по производству российских региональных самолетов, заметив, что само понятие «региональные» – довольно растяжимое.

«Начнем с ближнемагистральных и региональных самолетов – это Sukhoi Superjet 100, 75-местный Ан-148. Это самолет украинского КБ, но конечный продукт производится у нас в Воронеже, и степень локализации составляет 80% (российских комплектующих)», – рассказывает Гусаров.

«Есть еще Ан-140, рассчитанный примерно на 50 мест. Этот самолет производится исключительно в России, из российских комплектующих, плюс украинский двигатель. Это продукт совместной кооперации, но продукт российский. Все, что ниже, – эта ниша вообще нами не заполнена, и здесь как раз есть возможность организации какой-то отверточной сборки», – продолжает он.

В качестве примера эксперт привел чешский L-410 – чисто региональный самолет, хорошо известный в России. К слову, он эксплуатировался еще в Советском Союзе.

«Может быть, и не нужно ничего локализовать, а просто покупать этот самолет в Чехии», – заметил Гусаров. Самолеты меньшей вместимости Россия способна производить сама. А вот до тех пор, пока не будет новых машин, можно рассматривать вариант ремоторизации Ан-2, считает эксперт.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Названы даты проведения ЕГЭ в 2026 году
Темы дня

США встали на защиту российских активов в Европе в своих интересах

США начали давить на Европу, чтобы заставить ее отказаться от планов по конфискации замороженных российских активов. Но ведущие страны ЕС занимают в ответ предельно жесткую позицию. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц намерен лично убедить Бельгию открыть доступ к этим активам. Как говорят эксперты, контроль над российскими деньгами – последний козырь Европы в украинском вопросе, но США сами заинтересованы извлечь из этих средств дополнительную прибыль.

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Ростех направил Индии предложение по локализации выпуска Су-57

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

США потребовали увеличения оборонных обязательств Европы в рамках НАТО

США рассчитывают, что к 2027 году Европа возьмет на себя основную часть оборонных функций в НАТО, включая разведку и развертывание ракетных систем, пишет Reuters.

Озвучены планы по строительству новых тральщиков для ВМФ

Средне-Невский судостроительный завод намерен продолжить выпуск тральщиков проекта 12700 «Александрит» с улучшенным оснащением вплоть до 2050 года, заявил замглавкома ВМФ Игорь Мухаметшин.

Захарова сравнила Евросоюз с «воровской группировкой»

Евросоюз начал действовать как «воровская группировка» в вопросе российских активов, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники

Вечером возле базы Иль-Лонг, на которой дислоцируются атомные подлодки, зафиксировали пять неопознанных дронов; военные принимали меры для их уничтожения.

Индия выразила готовность производить российские беспилотники «Ланцет»

Россия и Индия ведут переговоры о возможной локализации производства российских беспилотников, включая модель «Ланцет», сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто и подчеркнули, что регистрация машин не зависит от срока их эксплуатации, а определяется техническим состоянием транспортного средства.

Моди назвал главную силу в отношениях России и Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что основой отношений между Россией и Индией является взаимное доверие.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Netflix объявила о покупке киностудии Warner Bros

Стриминговый сервис Netflix объявил о намерении приобрести киностудию Warner Bros за 82,7 млрд долларов, пишет Hollywood Reporter.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов