Экономика

8 октября 2012, 14:50

Путин: Региональные самолеты надо собирать в России

Фото: ИТАР-ТАСС

Президент России Владимир Путин потребовал от Минтранса и Минпромторга удвоить усилия по развитию региональных авиаперевозок. В частности, его интересует стимулирование российской сборки самолетов. Причем с глубокой степенью локализации.

Президент России Владимир Путин просит Минтранс активнее координировать работу с Минпромторгом по проблеме развития региональных авиаперевозок, передает «Интерфакс».

Просто отверточная сборка нам здесь не нужна; то есть она может быть использована, но на какой-то очень короткий период

На встрече с министром транспорта Максимом Соколовым глава государства поручил ему проработать этот вопрос вместе с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и доложить о результатах.

«Вам нужно поплотнее работать с Министерством промышленности для того, чтобы собственная техника появлялась, российского производства, нужно сопоставлять действия вашего министерства с подготовкой, естественно, отечественной техники, чтобы наши иностранные партнеры, которые поставляют до сих пор эту технику, знали заранее (так, как мы это делали совсем недавно в области автомобильного транспорта), на что и в какие сроки они могут рассчитывать, с тем, чтобы переносили производство сюда, да и наша ОАК развивала это производство», – сказал президент Максиму Соколову.

Путин подчеркнул, что речь должна идти о сборке с глубокой степенью локализации. «Просто отверточная сборка нам здесь не нужна; то есть она может быть использована, но на какой-то очень короткий период, – пояснил он. – Надо это делать, понимаете, надо делать это вместе всем, а не «садиться на иглу» постоянных закупок за рубежом».

Он предложил министру транспорта вместе с министром промышленности и торговли подготовить доклад по этой проблеме. «Я думаю, что в течение месяца – сейчас уже такие разработки ведутся – мы будем готовы доложить о том, какие программы, какие проекты реально есть на наших российских авиапредприятиях», – отреагировал Соколов.

«Крупные компании пока не хотят создавать собственные производственные мощности на территории России, хотя имеют свои представительства и работают на территории нашей страны, – говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Ряд проектов рассматривался с Airbus, в том числе и по конвертации A320 в грузовую комплектацию. Однако о сборке моделей речь не идет».

Успех подобных проектов, считает он, будет зависеть от конъюнктуры рынка малой авиации. С одной стороны, он обладает высоким потенциалом, с другой – добиться его существенного роста можно будет только развивая инфраструктуру в регионах, а также решая проблемы со стоимостью топлива.

Без обновления парка самолетов говорить о возрождении региональной авиации бессмысленно, добавляет главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. При этом, как считает эксперт, отверточная сборка иностранных самолетов нам действительно не нужна, а другая просто невозможна.

«Никаких программ по локализации нет и быть в принципе не может. Производство самолета – это не автомобильное производство, это значительно более высокотехнологичный продукт, и попытка локализации на территории России выльется в многомиллиардные траты», – рассказывает Гусаров.

Говорить о сборке иностранных самолетов на территории России, да и только отверточной, можно лишь в том случае, есть речь идет самолетах малой авиации (до 12 мест).

«Глубокая степень локализации экономически нецелесообразна и для производителей техники, для нас, потом что она будет стоить значительно дороже, чем готовый самолет, который можно купить у западных производителей», – уверен Гусаров.

Поэтому, считает эксперт, делать упор необходимо на развитие российского производства – другого пути нет. Российские производители могли бы решать эти задачи совместно с иностранными производителями.

«Не нужна 100-процентная локализация по нашей технике, – отмечает Гусаров. – Если есть иностранные комплектующие высокого качества, которые нам в ближайшие годы не освоить, то можно покупать их на западе. Если иностранные компании почувствуют, что у нас большой рынок сбыта их продукции, то они будут строить компонентные заводы на территории России и открывать совместные предприятия. Но сам конечный продукт однозначно должен быть российской разработки».

Эксперт назвал несколько программ по производству российских региональных самолетов, заметив, что само понятие «региональные» – довольно растяжимое.

«Начнем с ближнемагистральных и региональных самолетов – это Sukhoi Superjet 100, 75-местный Ан-148. Это самолет украинского КБ, но конечный продукт производится у нас в Воронеже, и степень локализации составляет 80% (российских комплектующих)», – рассказывает Гусаров.

«Есть еще Ан-140, рассчитанный примерно на 50 мест. Этот самолет производится исключительно в России, из российских комплектующих, плюс украинский двигатель. Это продукт совместной кооперации, но продукт российский. Все, что ниже, – эта ниша вообще нами не заполнена, и здесь как раз есть возможность организации какой-то отверточной сборки», – продолжает он.

В качестве примера эксперт привел чешский L-410 – чисто региональный самолет, хорошо известный в России. К слову, он эксплуатировался еще в Советском Союзе.

«Может быть, и не нужно ничего локализовать, а просто покупать этот самолет в Чехии», – заметил Гусаров. Самолеты меньшей вместимости Россия способна производить сама. А вот до тех пор, пока не будет новых машин, можно рассматривать вариант ремоторизации Ан-2, считает эксперт.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?