Экономика

30 января 2012, 18:15

ЗИЛ надеется вернуться к созданию машин для первых лиц

Фото: vesti.ru

ЗИЛ, который едва спасли от банкротства, надеется получить заказ на выпуск легковых автомобилей для руководителей государства. Как оказалось, производство представительских лимузинов на заводе не умерло: до сих пор для богатых клиентов ежегодно собирается пять–семь автомашин ценой около 300 тыс. евро.

#{image=500392}«Если говорить о перспективах, то сейчас некий ажиотаж опять возобновился в средствах массовой информации по поводу создания нового поколения автомобилей для руководителей государства, мы рассчитываем на получение такого заказа от правительства и готовы его выполнять – силы для этого есть, возможность есть», – заявил директор производства лимузинов высшего класса и спецтехники широкого назначения завода Михаил Саттаров в эфире программы «АвтоВести» на телеканале «Россия-24», передает «Интерфакс».

Ранее Саттаров говорил, что первые образцы новых правительственных лимузинов могли бы появиться уже через 2,5–3 года, а массовое производство началось бы через 3,5–4 года.

Старейший завод по производству автомобилей в свое время славился на весь мир своими правительственными лимузинами, которые впервые начали собирать в 1942 году. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы Packard (этот бренд очень любил Иосиф Сталин). Следующие 40 лет завод выпускал ЗИЛ-114 и его замену ЗИЛ-115. С 1985 года появился ЗИЛ-41047, на котором впервые была использована иностранная деталь – фары Bosch. Очень долго этот лимузин оставался самым длинным легковым автомобилем в мире. Его длина составляла 6339 мм. В народе лимузины ЗИЛ прозвали «членовозами», так как на них ездили члены Политбюро.

Насколько для вас принципиально, чтобы руководитель России ездил на автомобиле отечественного производства?



Проголосовать
Однако в 1999 году Гараж особого назначения перестал заказывать лимузины ЗИЛ, их производство фактически остановилось. По сути, объемы выпуска никогда не были массовыми. В советское время в год традиционно выпускалось 20–25 таких лимузинов. Они всегда были эксклюзивными – часть деталей собирается вручную и по индивидуальному заказу.

В последнее время завод выпускал лишь грузовые «Бычки» и спецтехнику для МЧС. Причем это производство приносило одни убытки. Заводу удавалось иногда показывать прибыль лишь за счет удачной аренды своих непроизводственных площадей.

Впрочем, как говорит Саттаров, ЗИЛ и сейчас продолжает собирать автомобили представительского класса под заказ для частных клиентов. По его словам, в год собирается от пяти до семи таких машин ценой около 300 тыс. евро. К примеру, винтажный 20-летний советский лимузин оценивается в 250 тыс. долларов. «Сегодня мы работаем для частных клиентов – коллекционеры, состоятельные люди, которые хотят иметь у себя такой автомобиль, который на каждой улице в Москве не встретишь. Bentley, Maserati и прочее – всего этого уже много. Их (автомобилей ЗИЛ) – единицы», – отметил он.

#{smallinfographicleft=449300}В начале января Саттаров в интервью МТРК «Мир» рассказывал, что, когда в 1999 году Гараж особого назначения прекратил давать заказы на лимузины, его отдел, чтобы сохранить производство и коллектив, стал принимать частные заказы. Кроме того, часть производства была перепрофилирована под создание эксклюзивной спецтехники. Это и эвакуаторы, и пожарные машины, и штабные автомобили. За эти 11 лет было создано порядка 50 различных видов спецтехники. «Мы не давали остановиться легковому производству и квалификацию свою поддерживали благодаря тому, что занимались различной специальной техникой», – говорит Саттаров.

Пока спецподразделение завода, которое в советское время носило гриф секретности, пыталось оставаться на плаву, высшее руководство страны и чиновники пересели на Mercedes и BMW. А губернатор Самарской области Владимир Артяков в 2009 году стал ездить на бронированном Mercedes S600 Guard, который обошелся бюджету области в 22,5 млн рублей. Эксклюзивные ЗИЛы тоже далеко не дешевые, но хотя бы затраты на них будут оседать в России, а не в Германии.

Чуть более года назад отдел Саттарова создал три кабриолета ЗИЛ парадного расчета. По его словам, это абсолютно новая машина. «Внешне – специально так сделали – узнаваемые формы «зиловского» очертания. В остальном машина абсолютно новая – двигатель с распределенным впрыскиванием, специальная коробка передач, полностью новый интерьер. Это прямое доказательство того, что ЗИЛ может в случае поступления госзаказа изготовить такие автомобили. Чтобы в деталях осуществлять такой проект, нужны однозначно именно государственный заказ и техническое задание от заказчиков, в котором заказчик описывает, что он хочет в этом автомобиле иметь», – говорит Саттаров. Какое техзадание сформулирует заказчик, такой машина и будет, добавляет он.

«При создании нового автомобиля, если такой госзаказ будет сделан, мы постараемся впитать все лучшее, что есть в мировом автопроме. Но, на мой взгляд, важнее в этом проекте то, что государство в состоянии производить автомобили такого уровня для первых лиц государства. Это вопрос престижа. Во времена СССР такого уровня автомобиля могли себе позволить производить только четыре державы – это Америка, Германия, Англия и СССР. Сейчас добавились Франция и Италия, но СССР в лице России выпал из этого списка»,  – говорит Саттаров.

Первые лица страны не раз обращали свое внимание на ЗИЛ после 1999 года. В 2003 году в СМИ появилась информация, что завод разрабатывает новый ЗИЛ-4112 специально для Владимира Путина. Предполагалось, что это будет бронированный рамный лимузин весом 5 тонн, динамические характеристики останутся прежними: разгон до 100 километров в час за 13 секунд. Двигатель должен был также остаться прежним, т. е. V8 объемом 7,7 л мощностью 400 л. с. Однако для увеличения мощности и повышения экономичности его собирались оборудовать системой впрыска топлива.

Об идее пересадить все российское руководство с автомобилей Mercedes и BMW на ЗИЛы заговорили в мае 2010 года. Управляющий делами президента Владимир Кожин тогда рассказал, что президент поручил детально изучить вопрос относительно автомобилей ЗИЛ представительского класса. К этому моменту Федеральная служба охраны закупала Mercedes, а управление делами президента РФ работало с компаниями BMW и Mercedes.

В 2011 году стало известно, что этот вопрос обсуждается в правительство вполне серьезно. Так, в конце прошлого года на одно из заседаний правительства министр обороны Анатолий Сердюков принес эскизы нового лимузина, стилистически похожего на ЗИЛ-41047, но с современной «начинкой». Пресс-секретарь Владимир Путина Дмитрий Песков назвал проект «интересным».

Госзаказ на лимузины от государства мог бы не только поднять престиж, но и помочь ЗИЛу улучшить свое финансовое положение. Буквально год назад стоял вопрос о банкротстве старейшего производителя автомобилей в России. Остаться на плаву заводу помогло московское правительство, основной акционер завода. Мэр Москвы Сергей Собянин помог с реструктуризацией и выплатой долгов завода, которые в прошлом году составляли около 15 млрд рублей. Город выплатил за завод 2,5 млрд рублей «первоочередных долгов» и еще 2 млрд рублей предоставил на оборотные средства, чтобы запустить предприятие.

В конце августа 2011 года предприятие возобновило сборку грузовиков после двухлетнего перерыва. В начале ноября завод погасил долг на сумму 4,7 млн рублей перед компанией «Промкровля». По состоянию на ноябрь ЗИЛ рассчитался с основными кредиторами и не является «кандидатом» в банкроты, сообщили на заводе.

Дальше, по плану Москвы, завод должен привлечь стратегического инвестора к середине 2013 года.  В числе возможных партнеров Собянин называл КамАЗ и Renault Trucks. Шли разговоры о привлечении Daimler Buses для сборки автобусов на мощностях завода. Конкретных результатов в этом направлении пока нет, но переговоры ведутся.

Что будет с непроизводственной частью территорий завода ЗИЛ, у властей четких планов пока нет. Шли разговоры о том, чтобы использовать эти земли под строительство единого хранилища фондов столичных музеев, проектирование которого начнется уже в 2012 году. Говорилось и о возможности построить здесь студгородок Московской школы экономики.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Захарова: Исполнителей преступления в Доме профсоюзов настигнет возмездие
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Постпред Украины при ООН намекнул на возможность удара по Крымскому мосту

По Крымскому мосту может быть нанесен удар, допустил постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица.

Повстанцы захватили город на востоке ДР Конго

Повстанцы движения M23 захватили город Рубайя на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) после ожесточенных боев с правительственными войсками.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Глава МИД Латвии заявила о разрешении Киеву на удары по России

Ряд западных партнеров Украины предоставил Киеву дальнобойное оружие, разрешив применять его для ударов по России, заявила министр иностранных дел Латвии Байба Браже.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

Российские разведчики сбили тяжелый украинский БПЛА противотанковой ракетой

Расчет противотанкового ракетного комплекса «Корнет» Южной группировки войск уничтожил украинский тяжелый беспилотник, известный как «Баба-яга», сообщает Минобороны России.

В Одессе прогремели взрывы на почтовых складах

Склады почтовой службы «Новая почта» были повреждены в Одессе после взрывов, сообщила Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) страны.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?