#{image=500392}«Если говорить о перспективах, то сейчас некий ажиотаж опять возобновился в средствах массовой информации по поводу создания нового поколения автомобилей для руководителей государства, мы рассчитываем на получение такого заказа от правительства и готовы его выполнять – силы для этого есть, возможность есть», – заявил директор производства лимузинов высшего класса и спецтехники широкого назначения завода Михаил Саттаров в эфире программы «АвтоВести» на телеканале «Россия-24», передает «Интерфакс».
Ранее Саттаров говорил, что первые образцы новых правительственных лимузинов могли бы появиться уже через 2,5–3 года, а массовое производство началось бы через 3,5–4 года.
Старейший завод по производству автомобилей в свое время славился на весь мир своими правительственными лимузинами, которые впервые начали собирать в 1942 году. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы Packard (этот бренд очень любил Иосиф Сталин). Следующие 40 лет завод выпускал ЗИЛ-114 и его замену ЗИЛ-115. С 1985 года появился ЗИЛ-41047, на котором впервые была использована иностранная деталь – фары Bosch. Очень долго этот лимузин оставался самым длинным легковым автомобилем в мире. Его длина составляла 6339 мм. В народе лимузины ЗИЛ прозвали «членовозами», так как на них ездили члены Политбюро.
В последнее время завод выпускал лишь грузовые «Бычки» и спецтехнику для МЧС. Причем это производство приносило одни убытки. Заводу удавалось иногда показывать прибыль лишь за счет удачной аренды своих непроизводственных площадей.
Впрочем, как говорит Саттаров, ЗИЛ и сейчас продолжает собирать автомобили представительского класса под заказ для частных клиентов. По его словам, в год собирается от пяти до семи таких машин ценой около 300 тыс. евро. К примеру, винтажный 20-летний советский лимузин оценивается в 250 тыс. долларов. «Сегодня мы работаем для частных клиентов – коллекционеры, состоятельные люди, которые хотят иметь у себя такой автомобиль, который на каждой улице в Москве не встретишь. Bentley, Maserati и прочее – всего этого уже много. Их (автомобилей ЗИЛ) – единицы», – отметил он.
#{smallinfographicleft=449300}В начале января Саттаров в интервью МТРК «Мир» рассказывал, что, когда в 1999 году Гараж особого назначения прекратил давать заказы на лимузины, его отдел, чтобы сохранить производство и коллектив, стал принимать частные заказы. Кроме того, часть производства была перепрофилирована под создание эксклюзивной спецтехники. Это и эвакуаторы, и пожарные машины, и штабные автомобили. За эти 11 лет было создано порядка 50 различных видов спецтехники. «Мы не давали остановиться легковому производству и квалификацию свою поддерживали благодаря тому, что занимались различной специальной техникой», – говорит Саттаров.
Пока спецподразделение завода, которое в советское время носило гриф секретности, пыталось оставаться на плаву, высшее руководство страны и чиновники пересели на Mercedes и BMW. А губернатор Самарской области Владимир Артяков в 2009 году стал ездить на бронированном Mercedes S600 Guard, который обошелся бюджету области в 22,5 млн рублей. Эксклюзивные ЗИЛы тоже далеко не дешевые, но хотя бы затраты на них будут оседать в России, а не в Германии.
Чуть более года назад отдел Саттарова создал три кабриолета ЗИЛ парадного расчета. По его словам, это абсолютно новая машина. «Внешне – специально так сделали – узнаваемые формы «зиловского» очертания. В остальном машина абсолютно новая – двигатель с распределенным впрыскиванием, специальная коробка передач, полностью новый интерьер. Это прямое доказательство того, что ЗИЛ может в случае поступления госзаказа изготовить такие автомобили. Чтобы в деталях осуществлять такой проект, нужны однозначно именно государственный заказ и техническое задание от заказчиков, в котором заказчик описывает, что он хочет в этом автомобиле иметь», – говорит Саттаров. Какое техзадание сформулирует заказчик, такой машина и будет, добавляет он.
«При создании нового автомобиля, если такой госзаказ будет сделан, мы постараемся впитать все лучшее, что есть в мировом автопроме. Но, на мой взгляд, важнее в этом проекте то, что государство в состоянии производить автомобили такого уровня для первых лиц государства. Это вопрос престижа. Во времена СССР такого уровня автомобиля могли себе позволить производить только четыре державы – это Америка, Германия, Англия и СССР. Сейчас добавились Франция и Италия, но СССР в лице России выпал из этого списка», – говорит Саттаров.
Первые лица страны не раз обращали свое внимание на ЗИЛ после 1999 года. В 2003 году в СМИ появилась информация, что завод разрабатывает новый ЗИЛ-4112 специально для Владимира Путина. Предполагалось, что это будет бронированный рамный лимузин весом 5 тонн, динамические характеристики останутся прежними: разгон до 100 километров в час за 13 секунд. Двигатель должен был также остаться прежним, т. е. V8 объемом 7,7 л мощностью 400 л. с. Однако для увеличения мощности и повышения экономичности его собирались оборудовать системой впрыска топлива.
Об идее пересадить все российское руководство с автомобилей Mercedes и BMW на ЗИЛы заговорили в мае 2010 года. Управляющий делами президента Владимир Кожин тогда рассказал, что президент поручил детально изучить вопрос относительно автомобилей ЗИЛ представительского класса. К этому моменту Федеральная служба охраны закупала Mercedes, а управление делами президента РФ работало с компаниями BMW и Mercedes.
В 2011 году стало известно, что этот вопрос обсуждается в правительство вполне серьезно. Так, в конце прошлого года на одно из заседаний правительства министр обороны Анатолий Сердюков принес эскизы нового лимузина, стилистически похожего на ЗИЛ-41047, но с современной «начинкой». Пресс-секретарь Владимир Путина Дмитрий Песков назвал проект «интересным».
Госзаказ на лимузины от государства мог бы не только поднять престиж, но и помочь ЗИЛу улучшить свое финансовое положение. Буквально год назад стоял вопрос о банкротстве старейшего производителя автомобилей в России. Остаться на плаву заводу помогло московское правительство, основной акционер завода. Мэр Москвы Сергей Собянин помог с реструктуризацией и выплатой долгов завода, которые в прошлом году составляли около 15 млрд рублей. Город выплатил за завод 2,5 млрд рублей «первоочередных долгов» и еще 2 млрд рублей предоставил на оборотные средства, чтобы запустить предприятие.
В конце августа 2011 года предприятие возобновило сборку грузовиков после двухлетнего перерыва. В начале ноября завод погасил долг на сумму 4,7 млн рублей перед компанией «Промкровля». По состоянию на ноябрь ЗИЛ рассчитался с основными кредиторами и не является «кандидатом» в банкроты, сообщили на заводе.
Дальше, по плану Москвы, завод должен привлечь стратегического инвестора к середине 2013 года. В числе возможных партнеров Собянин называл КамАЗ и Renault Trucks. Шли разговоры о привлечении Daimler Buses для сборки автобусов на мощностях завода. Конкретных результатов в этом направлении пока нет, но переговоры ведутся.
Что будет с непроизводственной частью территорий завода ЗИЛ, у властей четких планов пока нет. Шли разговоры о том, чтобы использовать эти земли под строительство единого хранилища фондов столичных музеев, проектирование которого начнется уже в 2012 году. Говорилось и о возможности построить здесь студгородок Московской школы экономики.