Потопление 56-летнего теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище, на котором находилось более 200 человек, а спасти удалось только 79 человек, всполошило всю туриндустрию и путешественников.
Дело не том, что старый теплоход использовать выгодней, а в том, что новый построить невыгодно. Новый теплоход будет стоить столько, что окупаться он будет не менее 20–25 лет
О том, как трагедия отразилась на бизнесе круизных операторов, отказываются ли от поездок туристы и безопасны ли 30-летние теплоходы, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор по внутреннему туризму круизной компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.
ВЗГЛЯД: Как повлияла катастрофа с теплоходом «Булгария» на деятельность круизных операторов?
Андрей Смолин: Разумеется, катастрофа оказала крайне негативное влияние на туроператоров, которые продают на этом внутреннем рынке турпродукт. В первые два–три дня после катастрофы число заявок на речные круизы в российских компаниях упало в три–четыре раза. К четвергу постепенно ситуация начинает выправляться, но не полностью. Пока до уровня продаж до трагедии нам весьма далеко. Количество звонков до сих пор на сниженном уровне. Велико число обеспокоенных клиентов, которые звонят и спрашивают, каким образом обеспечивается безопасность, есть ли у нас лицензия. Много людей интересуется также, состоятся ли рейсы ввиду проходящих проверок. Но рейсы не отменяются.
ВЗГЛЯД: Иностранные туристы отказываются от поездок?
А. С.: Иностранцы тоже проявляют обеспокоенность, но пока еще ни одной аннуляции от иностранных партнеров и клиентов не было.
ВЗГЛЯД: Для них устраиваются отдельные круизы с услугами англоязычных гидов? Они ходят на других теплоходах в круизы, нежели российские туристы?
А. С.: Да, у них есть отдельные круизы по одному маршруту Москва – Санкт-Петербург, но иностранцы путешествуют абсолютно на таких же теплоходах, что и россияне.
ВЗГЛЯД: Обычно почти половина продаж – это ранние бронирования до начала речной навигации (с мая по середину октября). Сейчас уже минимальный уровень продаж идет?
А. С.: Не совсем верно. На текущую навигацию продано только 60% мест, но 40% мест еще осталось нераспроданными.
ВЗГЛЯД: Катастрофа «Булгарии», повлекшая снижение заявок на речные круизы, скажется на прибыльности туроператоров?
#{image=534614}А. С.: Я уверен, что туроператоры, специализирующиеся исключительно на внутреннем рынке круизов, разумеется, недополучат значительную часть доходной массы. Они будут находиться на грани рентабельности, но, скорее всего, останутся в прибыли. Но эта прибыль будет значительно отличаться от прежних ожиданий. Совокупное падение пассажиропотока может составить 10–15% по итогам навигации, которая длится с мая по середину октября.
ВЗГЛЯД: Можно ли считать основанием для того, чтобы не путешествовать путем речных круизов, опасаясь утонуть, наличие на рынке старых неисправных, не отремонтированных речных судов?
А. С.: Если судно вышло в навигацию, если его выпустили соответствующие контролирующие органы, это означает только одно – что судно исправно. Если говорить о возрасте судов, то можно отметить, что есть относительно новые четырехпалубные теплоходы, которые в плане безопасности могут быть более привлекательными, есть более старые трех- и двухпалубные теплоходы, которые старше и, может быть, менее привлекательные в плане безопасности.
Но до сих пор не установлена причина катастрофы теплохода «Булгария». Что послужило причиной потопления – техническая ли неисправность, человеческий ли фактор, официального заключения по этому вопросу еще нет. Но почему-то уже сейчас по умолчанию считается, что причиной катастрофы является техническая изношенность судна.
Безопасно или небезопасно путешествовать на этих теплоходах по причине их технического состояния – этого пока никто не сказал. Давайте подождем, пока появится заключение официальных органов, которые должны установить причину трагедии.
Директор по внутреннему туризму круизной компании «Водоход» Андрей Смолин (фото: vodohod.com) |
ВЗГЛЯД: Но в любом случае власти объявили, что все теплоходы в России, используемые в речном круизном пароходстве, старше 30 лет, и Дмитрий Медведев поручил проверить их на техническую исправность.
А. С.: Во-первых, не старше 30 лет. Самому молодому судну сейчас 23 года. Во-вторых, да, сейчас идет проверка. Наши четырехпалубные суда проверяют уже два дня, пока ни единого нарушения выявлено не было.
ВЗГЛЯД: У вашей компании только четырехпалубники?
А. С.: Да, у нас 15 четырехпалубных теплоходов.
ВЗГЛЯД: А какой средний возраст судов?
А. С.: От 24 до 35 лет.
ВЗГЛЯД: Для теплоходов это нормальный возраст?
А. С.: Более чем нормальный. Для теплоходов при должном техническом обслуживании и 40, и 50 лет – тоже нормальный возраст.
ВЗГЛЯД: Должное обслуживание – это какое?
А. С.: Должное обслуживание означает, что по окончании навигационного периода теплоход отправляется на зимний отстой, во время которого он проходит ежегодный плановый технический осмотр и обслуживание. Весной любой теплоход проходит освидетельствование со стороны Российского речного регистра. Судно проходит ходовые испытания, все оборудование проверяется на работоспособность и соответствие нормам регистра. После этого судну выдается разрешение на выход в навигацию.
ВЗГЛЯД: Если какие-то неполадки обнаружены...
А. С.: То теплоход не выпускается в навигацию, и его владельцу выдается предписание устранить неполадки в такой-то срок. Если нарушение устраняется, то теплоход выпускают в навигацию, и наоборот.
Кроме того, и в течение навигации судоходная инспекция проверят каждое судно по несколько раз. Инспекция проверяет судовую документацию, экипажи и опять же в случае выявления каких-либо нарушений выдает предписание о немедленном их устранении, либо выносится решение об остановке его движения до устранения недостатков.
ВЗГЛЯД: Кто отвечает за устранение неполадок теплохода и его техническое состояние?
А. С.: Надо понимать, что есть фактический судовладелец судна. Дальше технология аренды судна может быть двух видов. Есть так называемый бербоутный судовладелец, который берет у основного судовладельца судно в аренду без экипажа. Бербоутный арендатор самостоятельно набирает экипаж, получает лицензию на осуществление пассажирской перевозки. В случае с бербоутом именно арендатор несет затраты по капитальному и текущему ремонту теплохода.
Если основной судовладелец сам набирает экипаж, сам получает лицензию, а потом сдает этот теплоход с экипажем и лицензией некому туристическому оператору во фрахт или в аренду, то тогда затраты по текущему и капремонту несет непосредственно сам судовладелец, а не туроператор.
Если упростить, то тот, кто нанимает экипаж, тот и заботится о получении лицензии на пассажирские перевозки и несет затраты по ремонту.
ВЗГЛЯД: У вашей компании суда взяты в аренду с экипажем?
А. С.: Да, мы являемся фрахтователем, то есть у нас теплоходы в аренде с экипажем. Перевозчиком пассажиров, обладателем лицензии и нанимателем членов экипажа является старейшее в России «Волжское пароходство». Именно оно занимается и ремонтом, и техническим обслуживанием наших зафрактованных судов на протяжении всей навигации и в межнавигационный период.
ВЗГЛЯД: А что выгодней – бербоут или фрахтование?
#{image=535092}А. С.: Это уже как между собой договорятся судовладелец и оператор. Тут важнее, каковы возможности у туристического оператора самостоятельно проводить техническое обслуживание судна. Ведь судоходная деятельность – это непростая вещь, здесь недостаточно залить бензин, вставить ключ зажигания и поехать.
Судоходная деятельность – это служба безопасности судоходства, служба технического обслуживания, служба комплексного обслуживания флота, служба диспетчеризации. Чтобы перевозчик осуществлял эту деятельность, ему нужно получить огромное количество разрешений, лицензий и иметь подразделения в компаниях, которые занимаются обслуживанием, контролем безопасности и использования флота.
ВЗГЛЯД: А чаще всего в России туроператоры фрахтуют судна или берут в бербоут?
А. С.: Наша компания выступает фрахтователем. Но есть большое число операторов, которые являются одновременно и судовладельцами. Как правило, речь идет о малых операторах, которые владеют одним–двумя теплоходами.
ВЗГЛЯД: Насколько дорого вкладываться в ремонт? Не выгоднее ли купить новый теплоход? Или старый теплоход использовать все-таки прибыльней?
А. С.: Дело не том, что старый теплоход использовать выгодней, а в том, что новый построить невыгодно. Новый теплоход будет стоить столько, что окупаться он будет не менее 20–25 лет. На такой горизонт планирования ни один частный инвестор, к сожалению, пойти не может, в том числе при существующем налоговом законодательстве. В этом случае мы будем платить и налог на прибыль, и налог на имущество.
ВЗГЛЯД: Сколько стоит строительство нового теплохода?
А. С.: Пока в России не создавался даже проект строительства нового теплохода. Оценочно называются цифры от 20 до 30 млн евро.
ВЗГЛЯД: А как обстоят дела со страховкой пассажиров речных теплоходов?
А. С.: Перевозчик пассажиров, то есть судовладелец, обязан заключить договор страхования пассажиров на транспорте. Это обязательное государственное страхование, точно так же, как страхуются в обязательном порядке авиа- и железнодорожные перевозки. Без заключения такого договора и страхования каждого пассажира теплохода судоходная компания не имеет права осуществлять свою деятельность.
ВЗГЛЯД: Сейчас не наблюдается всплеска желающих застраховать себя добровольно?
А. С.: Мы всегда предлагали данную услугу, да и пассажир может оформить страховку в любой компании. Сейчас этот вопрос встал более остро, но, видимо, пока в России культура страхования недостаточно развита. Процент застрахованных добровольно не превышает у нас и 0,1%. Условно, это один из 100 пассажиров. Пока всплеска спроса на добровольную страховку не отмечается, хотя продажи путевок тоже снизились.
ВЗГЛЯД: Насколько продлятся паника и снижение продаж путевок?
А. С.: По моим ощущениям, еще не менее двух недель об этом будут вспоминать, и клиенты будут обеспокоены.