В понедельник во Франции открылся 49-й авиасалон в Ле Бурже, который проходит раз в два года и является самым крупным и престижным в мире авиации. В этом году авиасалон должен стать рекордным по количеству участников-компаний (более 2,1 тыс.), а также по числу крупных контрактов. Салон будет работать до 26 июня, и в последние три дня его двери откроются для всех посетителей.
Во время полета Бе-200 должен сбросить 12 тонн воды, раскрашенной в цвета российского флага
Ежедневно будут проводиться демонстрационные полеты новейшей техники. Всего можно будет увидеть более 140 гражданских и военных самолетов.
Крупные сделки
Первой крупнейшей сделкой в рамках авиасалона в понедельник стал заказ компанией Qatar Airwais шести дальнемагистральных Boeing 777-300ER на 1,7 млрд долларов. Другая крупнейшая авиастроительная компания Airbus, как ожидается, подпишет в течение авиасалона контракт на 2,4 млрд долларов со скандинавской авиакомпанией SAS на поставку 30 самолетов Airbus A320neo с двигателями CFM Leap.
Не отстает и бразильская Embraer. В понедельник компания подписала контракты на поставку 39 региональных лайнеров Embraer ERJ-190 (один из главных конкурентов российского Sukhoi SuperJet-100) на сумму в 1,7 млрд долларов. В число заказчиков вошли ведущий авиаперевозчик Казахстана Air Astana, американская авиакомпания Air Lease Corp, индонезийская Sriwijaya Air, а также Kenya Airways. Бразильская компания планирует в ближайшие 20 лет продать более 7 тыс. региональных самолетов Embraer-190 общей стоимостью 320 млрд долларов.
«Аэрофлот» должен официально подписать в Ле Бурже контракт на покупку восьми Boeing-777 каталожной стоимостью 200 млн долларов (сумма контракта может составить 1,6 млрд долларов).
Пока это «рекламный буклет»
#{smallinfographicleft=485028}От российских компаний крупные контракты ожидаются только в военной отрасли, но не в гражданской, говорят эксперты. Заказов на главную российскую новинку в гражданской авиации Sukhoi SuperJet-100 не ожидается. Этот лайнер – первая собственная разработка России в гражданской авиации со времен распада СССР. Его эксплуатацию начали на два года позже начальных планов. С апреля на нем летают пассажиры «Армавиа», а с июня – и российского «Аэрофлота».
На выставочном образце SSJ-100 в Ле Бурже накануне прилетел вице-премьер Сергей Иванов. 16 июня первый коммерческий рейс «Аэрофлота» с участием лайнера доставил чиновников в Санкт-Петербург для участия в Международном экономическом форуме. На борту самолета находились вице-премьер Сергей Иванов, президент ОАК Михаил Погосян, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и министр Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
SSJ-100 с самого начала пользуется беспрецедентной государственной поддержкой, как в финансовом плане, так и в политическом. Однако даже такого государственного пиара не достаточно для подписания крупных контрактов с западными компаниями.
«Без конкретного продукта сложно добиться подписания контрактов. Прошли те времена, когда потенциальные заказчики готовы были под обещания наших руководителей что-то покупать. Мы слишком подорвали свой авторитет пустыми обещаниями. Теперь покажите товар, тогда будет о чем говорить», – заявил газете ВЗГЛЯД редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.
#{image=528132}«SSJ-100 показали, но это еще не товар. Самолет попал в эксплуатацию буквально накануне авиасалона. О самолете неизвестно ничего. Те характеристики, которые заявляет производитель, до сих пор не подтверждены. А подтверждать их должна реальная эксплуатация», – объясняет эксперт.«Для появления серьезного интереса к SSJ-100 необходимо, чтобы как минимум год этот самолет полетал в том же «Аэрофлоте», чтобы появился опыт эксплуатации и статистика. Нужно понять, какие летно-технические характеристики у лайнера, какая экономика, смог ли «Сухой» создать такой уровень обслуживания, чтобы в любой точке мира быстро восстановить летную готовность самолета, какова его надежность», – добавляет Роман Гусаров.
«Когда будет полная информация по этим четырем показателям, только тогда можно будет говорить о подписании какого-то серьезного контракта. И тогда мы сможем сказать: да, мы имеем рыночный продукт. Пока это только тот же «рекламный буклет», – считает он.
Предыдущие контракты на поставку SSJ-100 заключались либо с компаниями на грани банкротства, либо с компаниями-пустышками, либо государство навязало нашим перевозчикам, тому же «Аэрофлоту». «Все ради пиара», – резюмирует эксперт.
Кого следует опасаться Boeing и Airbus
Россия привезла на авиасалон также новый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Впрочем, сам самолет прилететь пока не мог, так как фактически его еще нет. А публике показан лишь полноразмерный макет кабины и фрагмент салона этой российской новинки. Впрочем, по МС-21 эксперт настроен пока более позитивно.
«Это проект несколько другого уровня. Здесь предполагаются более совершенные технологии, чем у SSJ-100. Важно, что мы предлагаем партнерам принять участие в этом проекте. Если этот проект состоится, то он будет иметь более перспективную рыночную основу. Западным производителям, тому же Boeing и Airbus, следует опасаться именно этого российского проекта», – считает Гусаров.
В рамках авиасалона контракты на поставку этого лайнера, конечно, подписаны не будут, но сейчас важнее подписать соглашения о партнерстве с западными поставщиками оборудования и комплектующих, добавляет он.
Через полтора-два года глава ОАК Михаил Погосян пообещал определиться с еще одной отечественной новинкой в гражданской авиации – с дальнемагистральным самолетом. Ближнемагистральный сегмент покрывают самолеты Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148, среднемагистральный должен будет покрыть МС-21, а вот дальнемагистральные самолеты в России представлены лишь семейством Ил-96-300. По словам Погосяна, «чтобы иметь устойчивые позиции (в гражданской авиации – прим. ВЗГЛЯД), надо иметь три самолета в линейке (производства)».
Самолет-амфибия
Россия впервые покажет миру в Ле Бурже самолет-амфибию Бе-200, который предназначен не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для тушения пожаров, спасения людей на воде и охраны морских границ. Именно за штурвалом этого самолета летом прошлого года сидел премьер Владимир Путин и тушил лесные пожары в Рязанской области. Некоторым такой пиар на трагедии тогда пришелся не по душе.
#{image=527925}В Ле Бурже Путин летать на этом самолете не будет, но ОАК обещает фееричное демонстративное шоу в небе: во время полета Бе-200 должен сбросить 12 тонн воды, раскрашенной в цвета российского флага.
Интерес к самолетам-амфибиям Бе-200 ЧС – для тушения пожаров – в понедельник проявили французы. Французские власти планируют заменить свой парк противопожарной авиатехники именно ими. Впрочем, срок эксплуатации французской техники заканчивается только в 2015–2017 годах. Хотя ранее появлялась неофициальная информация о том, что Франция в рамках авиасалона все-таки закажет четыре самолета-амфибии. Это как бы ответ на заказ Россией двух французских вертолетоносцев «Мистраль» стоимостью 1,2 млрд евро.
Россия и Франция вообще тесно сотрудничают в авиакосмической сфере. Две страны вместе готовят программу запуска и эксплуатации российской ракеты-носителя «Союз-СТ» на космодроме Куру во французской Гвиане. Первый запуск ракеты-носителя с Куру планируется в октябре 2011 года. В Ле Бурже, кстати, представлен макет стартового комплекса этой ракеты-носителя во французской Гвиане.
Проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ) – часть программы Европейского космического агентства (ЕКА). Его общая стоимость – 344 млн евро, из которых 121 млн евро – расходы российской стороны. Проект рассчитан минимум на 15 лет и 50 коммерческих запусков. Доходы участников составят около 200 млн долларов в год при окупаемости проекта за 7–9 лет.
Одна надежда на Путина
Российский премьер с 20 по 21 июня (в первые дни авиасалона в Ле Бурже) будет находиться во Франции с рабочим визитом и в рамках этой поездки проведет переговоры с председателем правительства Франции Франсуа Фийоном и рабочую встречу с президентом республики Николя Саркози. Во вторник, 21 июня, Путин лично посетит российскую площадку авиасалона в Ле Бурже.
Эксперты связывают его визит с ожиданиями объявления какого-то крупного заказа. «Вселяет позитив посещение авиасалона Владимиром Владимировичем Путиным. С его визитом всегда связана какая-то пиар-акция. Раз он собирается посетить салон, значит должно произойти какое-то поднимающее имидж кандидата в президенты событие. Думаю, он едет, потому что уже что-то подготовлено», – говорит Гусаров. По его мнению, как минимум один крупный контракт с участием российской авиастроительной компании на этом салоне может состояться, но вряд ли это будет в гражданском авиастроении.
Главный экспонат
#{smallinfographicleft=384280}Самой инновационной мировой премьерой в Ле Бурже западные СМИ считают экспериментальный одноместный самолет Solar Impulse («Солнечный импульс»). Для полета он пользуется исключительно энергией солнечного света, преобразованной в электричество. Разработала этот летательный аппарат группа швейцарских ученых под руководством знаменитого изобретателя Бертрана Пиккара.
В течение дня 12 тыс. солнечных батарей заряжают аккумуляторные, и этой энергии хватает на полет ночью. В Ле Бурже самолет вылетел из Брюсселя. Но добраться до авиасалона удалось только со второй попытки. Во время первой летчику не удалось убрать шасси, что делается вручную. Это нарушило обтекаемость самолета и потребовало больших, чем планировалось, затрат электроэнергии, что и вынудило пилота с середины пути вернуться назад в Брюссель.
Китайский конкурент
Китай в этом году впервые открыл свой стенд в Ле Бурже. Здесь он показал публике самолет пятого поколения, который совершил один демонстрационный полет. В начале года американский конгрессмен Бак Маккеон говорил, что Китай выкрал у России технологии для создания этого истребителя.
«Это больше демонстратор, нежели реальная программа», – прокомментировал полет конкурента глава ОАК Михаил Погосян. Он заметил, что китайская авиапромышленность развивается успешно. «Мы ее очень внимательно анализируем», – цитирует его РИА «Новости». «Однако здесь не будет каких-либо крупных скачков. Для реализации таких программ (пятое поколение) нужно иметь большой масштаб и большой опыт», – считает он.
Что касается российского истребителя пятого поколения, то тут работа идет по двум направлениям – разработка базового самолета для российской армии и программа сотрудничества с Индией по созданию экспортной версии этого самолета. «Это является единой программой, унифицированной на 90–95%», – говорит Погосян. По его словам, испытания самолета пятого поколения идут по плану, без сбоев. «В настоящее время испытываются два самолета в небе и один самолет на земле. Все программы ведутся успешно», – отметил Погосян.
По его словам, до 2020 года объем внутренних и экспортных закупок боевой авиации должен сравняться и составить в процентном соотношении 50 на 50. «Если в 90-х годах мы имели соотношение 10 к 90, из которых 90% составлял экспорт, то к 2020 году это соотношение составит 50 на 50, и даже 60% – это будет заказ министерства обороны», – говорит глава ОАК.