Ранее решение прекратить использование атомной энергии приняли власти Швейцарии. Они намереваются сделать это к 2034 году.
Напомним, в 2002 году правительство ФРГ приняло план постепенной остановки всех АЭС, чтобы к 2022 году полностью перейти на безъядерную энергетику. Но в сентябре 2010 года федеральные власти заключили сделку с крупнейшими энергетическими концернами страны. Она подразумевала продление срока работы 17 атомных станций на 8–14 лет в обмен на инвестиции до 30 млрд евро в возобновляемую энергетику. Последнюю АЭС в Германии планировалось закрыть лишь к 2035 году.
Однако после катастрофы на «Фукусима-1» в ФРГ стала нарастать волна протестов против продления сроков работы немецких АЭС и захоронения в стране высокорадиоактивных отходов. Согласно результатам социологических опросов, большинство немцев выступают за полный отказ от ядерной энергетики и скорейшее закрытие всех АЭС в стране.
Сейчас в Германии работают лишь четыре ядерных реактора из 17 – это второй реактор АЭС «Изар», станция «Брокдорф» и по одному реактору на станциях «Неккарвестхайм» и «Гундремминген». Остальные были остановлены на три месяца, поскольку они не отвечают современным требованиям безопасности. Например, ни одна из германских АЭС не защищена от угрозы падения на них больших самолетов.
Общая мощность АЭС в Германии, по данным министерства экономики и технологий страны, составляет 21 млн 497 тыс. мегаватт. В 2009 году это составляло 23% от общего объема энергопотребления.
В субботу десятки тысяч жителей Германии более чем в 20 немецких городах приняли участие в демонстрациях с требованием немедленного отказа от атомной энергетики, передает РИА «Новости».
В ответ на решение правительства ФРГ постепенно выйти из ядерной энергетики и перейти на альтернативные источники власти Китая заявили о готовности предоставить рабочие места ведущим немецким ядерщикам, которые могут потерять работу.
Так как Китай строит больше АЭС, чем любая другая страна мира, ему нужны хорошие ученые и эксперты в этой области. КНР намерена ежегодно инвестировать в ядерную энергетику 80 млрд юаней (9 млрд евро). В стране действуют 13 реакторов, еще 28 строятся.
При этом заместитель генсека Объединения ядерной энергетики Китая (CNEA) Сюй Юймин подверг критике решение властей Германии отказаться от атомной энергетики. По его словам, ФРГ бедна природными ресурсами, эти планы только усилят зависимость Германии от экспортеров энергоносителей и электроэнергии и подорвут конкурентоспособность немецкой экономики.
Похожего мнения придерживается аналитик «Калиты-Финанс» Алексей Вязовский. «Берлину придется в разы нарастить импорт электричества из соседних стран. После аварии в Японии Германия уже начала импортировать около 2500 МВт электричества в день, которые производятся на французских атомных станциях. А это очень дорогое удовольствие», – говорит эксперт. Он считает, что немцы могут поменять свое решение, увидев значительные счета за электричество в своих почтовых ящиках.
«Истерия в ЕС по поводу развития атомной энергетики носит временный характер», – соглашается аналитик «Инвесткафе» Георгий Воронков. «После того как эмоции по поводу трагедии на японской АЭС пойдут на спад, строительство новых атомных станций на развивающихся рынках (например в Азии) будет продолжаться. Потребности европейского региона в электроэнергии снижаться не будут, объемы экспорта электроэнергии из России будут только расти», – рассуждает эксперт.
Начальник управления по развитию продуктов ФГ БКС Дмитрий Кашаев полагает, что после катастрофы в Японии немцы будут продолжать наращивать угольную энергетику (запасов угля Рурского угольного бассейна хватит еще на 250 лет). Другие альтернативные источники, которые сейчас хорошо развиваются в Германии, – приливные и ветряные электростанции – ежегодно увеличивают свои мощности. Российский природный газ составляет фиксированную долю в топливном балансе Германии и в основном используется домохозяйствами для отопления.
Впрочем, по мнению Георгия Воронкова, строить газовую или угольную генерацию на фоне роста цен на это сырье Европе невыгодно. «Лучше строить более рентабельные атомные станции», – отмечает эксперт.