Британская BP и российская Роснефть, скорее всего, не смогут завершить обмен акциями до установленного дедлайна, который истекает в три часа ночи по Москве 17 мая, передает «Интерфакс» со ссылкой на близкие к обеим компаниям источники.
Роснефть может в случае срыва сделки по обмену активами с ВР потребовать компенсации как от ВР, так и от ААР в судебном порядке
По словам одного из них, рассматриваются несколько возможных вариантов для осуществления свопа, однако все они требуют длительного времени для проработки и обсуждения деталей. Другой источник отмечает, что если было бы найдено какое-то приемлемое решение, то о нем уже было бы известно. «До дедлайна осталось несколько часов, так что в лучшем случае стороны объявят о расторжении сделки завтра утром», – сказал он.
В то же время собеседники агентства признают, что компании пытаются сделать все возможное, чтобы уложиться в установленные сроки, так как «находятся под давлением сверху».
Напомним, что ВР и Роснефть подписали соглашение о глобальном сотрудничестве в январе этого года. По нему компании должны были обменяться акциями и стать партнерами по освоению шельфа Арктики. Однако акционер ТНК-ВР – консорциум «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР) – почти сразу заявил о своем несогласии с этой сделкой.
ААР представляет интересы российских бизнесменов Михаила Фридмана, Германа Хана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника. Там посчитали, что своими планами с Роснефтью ВР нарушает соглашение акционеров ТНК-ВР, по которому, в частности, все российские проекты должны реализовываться только с согласия ТНК-ВР.
ААР стал отстаивать свои права в судах. Сначала Лондонский суд наложил временный запрет на обмен акциями ВР и Роснефти, затем Стокгольмский арбитражный трибунал продлил этот запрет. В начале мая Стокгольмский суд разрешил ВР и Роснефти реализовать часть сделки: обменяться акциями при условии, что в арктический проект вместо ВР войдет ТНК-ВР.
Однако вице-премьер РФ Игорь Сечин, который на тот момент являлся председателем совета директоров Роснефти, и глава Роснефти Эдуард Худайнатов неоднократно подчеркивали, что госкомпания не заинтересована в привлечении ТНК-ВР в качестве партнера для работы в Карском море.
Однако гендиректор британской BP Роберт Дадли на прошлой неделе заявил, что считает плодотворным возможное сотрудничество с Роснефтью в Арктике через свое российское СП ТНК-BP, так как компания может привнести свои возможности, как и предполагалось раньше.
BP продолжала переговоры с Роснефтью все воскресенье, потому что в ночь на вторник по Москве наступает дедлайн по закрытию сделки.
Стороны обсуждают несколько вариантов. Один из них предусматривает покупку британской BP доли российских партнеров в СП ТНК-BP, сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Затем BP в несколько этапов продает Роснефти 50-процентную долю в ТНК-BP, принадлежащую российским олигархам. Сумма сделки могла бы составить от 30 млрд долларов и выше.
В обмен на это партнеры ВР – концерн AAP – получат деньги и значительные доли в ВР и Роснефти, уверяли источники. В этом случае ВР и Роснефть смогли бы спокойно реализовать свой совместный проект по освоению шельфа в Арктике, чему так активно сопротивлялся концерн ААР.
Источники, близкие к переговорам, сообщили «Интерфаксу», что Роснефть и BP предложили ААР за его долю в ТНК-BP премию к рынку и одновременно «большое количество акций BP», которое «должно было бы устроить амбиции ААР». Однако, по их информации, ААР отказался от предложения Роснефти и BP, выдвинув на выходных новые «неподъемные для обеих компаний кабальные условия».
В середине апреля, по неофициальной информации, ВР уже предлагала ААР выкупить 50-процентную долю российско-британской нефтяной компании. При этом ВР предлагала ААР 27 млрд долларов за долю в ТНК-BP. Однако AAP оценил свою долю, исходя из оценки компании свыше 70 млрд долларов с оплатой деньгами и акциями BP – вышло бы порядка 10% британской компании.
Если сделка года будет расторгнута, то Роснефть может обратиться в суд с требованием компенсаций. По крайней мере ранее вице-премьер РФ и бывший председатель совета директоров Роснефти Игорь Сечин не исключал такой возможности. По его словам, Роснефть может в случае срыва сделки по обмену активами с ВР потребовать компенсации как от ВР, так и от ААР в судебном порядке.
Ранее стало известно, что миноритарий ТНК-ВР Андрей Прохоров намерен обратиться с иском в суд к компаниям BP Russian Investments Limited и BP p.l.c. о взыскании убытков в размере 5–10 млрд долларов, причиненных ТНК-BP недобросовестными действиями ответчика, представляющими собой использование возможности определять решения, принимаемые ТНК-BP.
До подачи такого иска заявитель просил принять меры по обеспечению доказательств, однако Арбитражный суд Тюменской области посчитал, что данное ходатайство является необоснованным и потому не подлежит удовлетворению. Впрочем, истец может оспорить решение Тюменского суда в Восьмом апелляционном суде Омска.