Swepos, национальная сеть спутниковых опорных станций, предоставляющих данные о позиционировании в режиме реального времени, заявила, что ГЛОНАСС в северных широтах работает лучше, чем GPS, сообщает в понедельник Reuters. «Она (ГЛОНАСС) работает немного лучше в северных широтах, потому что орбиты ее спутников расположены выше, мы видим их лучше, чем спутники GPS», – сказал замглавы подразделения геодезических исследований Swepos Бо Йонссон.
Производители оборудования для массового рынка не верили, что ГЛОНАСС скорее жива, чем мертва. Теперь они в это поверили
Шведская компания Swepos предоставляет услуги по высокоточной навигации (с точностью менее метра), которые используются в узких профессиональных сферах, в частности в строительстве, геодезии, сельском хозяйстве и т. д. По словам Йонссона, 90% клиентов шведской компании используют ГЛОНАСС в комбинации с GPS. Reuters передает, что Swepos первой из иностранных компаний заявила о том, что использует российскую технологию глобального позиционирования ГЛОНАСС.
Однако в сфере профессиональной высокоточной навигации большинство компаний в мире уже несколько лет как используют российскую ГЛОНАСС вместе с американской системой GPS. «В высокоточной навигации использование и GPS, и ГЛОНАСС уже давно стало мировым стандартом», – говорит членкор Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. Потому что так точнее – американские и российские спутники дополняют друг друга.
Российская система ГЛОНАСС начала развиваться еще в 80-х годах, говорит эксперт. Сейчас же российское правительство стремится сделать из ГЛОНАСС полноценного конкурента американской системы GPS на массовом рынке. Только за последнее десятилетие России потратила на развитие этой системы более 2 млрд долларов. «Нас больше интересует внедрение ГЛОНАСС на массовом рынке», – говорит Андрей Ионин.
Американская система GPS управляется ВВС США с 1976 года. Первый спутник ГЛОНАСС был введен на орбиту Советским Союзом в октябре 1982 года. К декабрю 1995 года на орбите уже было 24 спутника ГЛОНАСС. Однако из-за недостатка финансирования к 2001 году число российских спутников на орбите сократилось до шести. Далее начался второй этап – восстановление потерянных позиций. В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», по которой планировалось полностью покрыть территорию России к началу 2008 года, а в глобальном масштабе – к началу 2010 года. В итоге к 2008 году число спутников на орбите было доведено до 18, а к марту 2010 года – до 21. К концу 2011 года премьер Владимир Путин потребовал увеличить число спутников на орбите с нынешних 23 до 29–30 аппаратов, чтобы обеспечить глобальную круглосуточную работу с резервированием.
«Глонассовские спутники летают с 80-х годов. Просто у американцев было тогда запущено намного больше спутников, чем у России, – поясняет Андрей Ионин. – В сегменте профессионального геодезического оборудования систему ГЛОНАСС вместе с GPS начали активно использовать с начала 2000-х годов. Для компаний, занимающихся специализированной высокоточной навигацией, чем больше спутников, тем лучше. Поэтому им не надо было ждать, пока Россия развернет систему до 23 и более спутников. Это нужно только российским военным».
«Все профессиональные компании в мире уже давно используют данные американских спутников вкупе с российскими, потому что это позволяет им улучшить характеристики профессионального геодезического оборудования. Это уже мировой стандарт. Трудно найти оборудование без ГЛОНАСС», – добавляет эксперт.
Однако в направлении внедрения ГЛОНАСС на массовый рынок, где господствует GPS, Россия начала работать только сейчас. Россия связывает с развитием ГЛОНАСС надежды на технологическую модернизацию страны. Здесь не обошлось без проблем. Напомним, что в декабре прошлого года из-за ошибки при заправке топливом разгонного блока были потеряны три навигационных спутника системы ГЛОНАСС. В феврале этого года из-за неправильной работы разгонного блока был утерян военный геодезический спутник «Гео-ИК-2». В итоге глава Роскосмоса Анатолий Перминов потерял свое место.
Несмотря на эти неудачи, на орбите уже находится 23 аппарата. В этом году должна быть принята федеральная целевая программа развития навигационной системы, которая ориентирована в первую очередь на развитие наземной инфраструктуры для потребителей услуг ГЛОНАСС. «До сих пор была проблема в том, что производители оборудования для массового рынка не верили, что ГЛОНАСС скорее жива, чем мертва. Теперь они в это поверили», – считает Андрей Ионин.
В начале апреля МТС выпустила на рынок телефон с ГЛОНАСС – это первый продукт с российской навигационной системой для массового рынка. Для поддержки ГЛОНАСС правительство намерено ввести к 2012 году пошлины на телефоны на уровне около 25%.
Вслед за МТС начнется выпуск массового оборудования, где также будут использоваться и ГЛОНАСС, и GPS, как сейчас в сегменте профессионального оборудования, говорит Андрей Ионин. Напомним, что в августе прошлого года мировые телекоммуникационные гиганты, такие как Nokia, Motorola и Qualcomm, заявили, что заинтересованы в массовом производстве потребительских устройств, способных работать и с российской навигационной системой ГЛОНАСС, и с GPS.
В марте «АвтоВАЗ» выпустил первую партию Lada Kalina, оснащенных навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, которая добавит к стоимости автомобиля порядка 13 тыс. рублей. Минтранс готовит поправки в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которым к 2013 году все автомобили, продаваемые в России, должны быть оборудованы системой GPS/ГЛОНАСС.«Даже в России мы не говорим, что переходим на ГЛОНАСС, мы говорим, что переходим на двусистемное решение – ГЛОНАСС и GPS. Потому что компания, предоставляющая услуги навигации, работает на потребителя, и потребителю выгодно, чтобы навигация была более точной, а это лучше обеспечивается двумя системами, чем одной. Они как бы дополняют друг друга», – говорит собеседник.