Стокгольмский арбитражный трибунал в четверг вынес решение, согласно которому британской ВР запрещено осуществлять сделку с Роснефтью, заявил представитель российского консорциума «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР), владеющего ТНК-ВР совместно с ВР, передает «Интерфакс».
Суд запретил ВР заключать договор о сотрудничестве в Арктике, реализовывать различные аспекты стратегического партнерства между BP и Роснефтью и обмениваться акциями. Суд удовлетворил иск ААР, который настаивал на том, что предполагаемый стратегический альянс BP с Роснефтью нарушает условия акционерного соглашения ТНК-BP.
BP разочарована тем, что в результате судебного иска со стороны ААР важные для России, Роснефти и ВР соглашения пока не могут быть реализованы в своей первоначальной форме
«Сознательное игнорирование условий акционерного соглашения было серьезной ошибкой BP, которая привела к существенному ухудшению отношений между акционерами ТНК-BP и нанесла ущерб репутации ВР в России. Мы ожидаем, что британская компания приложит все усилия, чтобы исправить ситуацию и восстановить утерянное доверие между BP, ААР и менеджментом ТНК-ВР», – заявил глава ААР Стэн Половец.
Британская ВР заявила, что «разочарована тем, что в результате судебного иска со стороны ААР важные для России, Роснефти и ВР соглашения пока не могут быть реализованы в своей первоначальной форме». Однако BP не намерена сдаваться. Компания все еще рассчитывает урегулировать разногласия со своими российскими партнерами, что позволило бы в будущем реализовать договоренности с Роснефтью о работе в Арктике. А пока она намерена попросить арбитражный суд определить возможность осуществления обмена акциями с Роснефтью «отдельно от других договоренностей».
«ВР была и остается приверженной развитию сотрудничества с Россией. ТНК-ВР – ключевой актив компании в России, и BP полностью поддерживает стратегию и инвестиционную программу этой компании. ВР также продолжает совместную с компанией «Роснефть» программу поисково-разведочных работ на шельфе острова Сахалин», – отметили в компании.
Напомним, что в январе ВР и госкомпания «Роснефть» объявили о создании глобального альянса. Соглашение предусматривает взаимный обмен акциями, в результате которого Роснефть получит 5% обыкновенных акций ВР, а британский концерн – 9,5% акций Роснефти.
Стороны договорились о создании СП для разведки и добычи углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках российского шельфа Арктики. Доля BP в этом предприятии составит 33%. Ресурсы участков, на которых Роснефть и ВР будут работать совместно, оцениваются в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа.
Освоение арктического шельфа является лакомым куском, так как дает возможность выйти в лидеры по объемам добычи в будущем. Российские акционеры ТНК-ВР тоже захотели получить свой кусок пирога.
Почти сразу после объявления этой сделки консорциум ААР заявил, что видит нарушения соглашения акционеров ТНК-ВР в альянсе BP с Роснефтью и намерен в судебном порядке отстаивать свои права. Подписав соглашение с Роснефтью, концерн BP нарушил ряд пунктов акционерного соглашения ТНК-ВР, в частности условие, согласно которому акционеры компании обязаны реализовывать все проекты в России и на Украине только через ТНК-ВР. Работать над проектом самостоятельно можно лишь с разрешения совета директоров СП.
В итоге представители AAP подали иски в суд Лондона и в Стокгольмский арбитраж с требованием приостановить сделку. Ранее Лондонский суд в качестве обеспечительной меры по ходатайству ТНК-ВР приостановил сделку по обмену акциями между Роснефтью и ВР. Теперь сделку запретил и Стокгольмский трибунал.
Если суды выступили против создания альянса между BP и Роснефтью, то руководство России эту сделку поддержало. В начале марта министр энергетики Сергей Шматко надеялся, что все разногласия между ТНК-ВР и ВР «будут быстро отрегулированы и не повлияют на реализацию ранее заключенной сделки».
После решения Лондонского суда о запрете на сделку вице-премьер и председатель совета директоров Роснефти (которому и принадлежит идея глобального партнерства ВР и Роснефти) Игорь Сечин заявил, что решение суда не может повлиять на выбор партнеров Роснефти для работы на арктическом шельфе. По его словам, Роснефть будет самостоятельно определять партнеров, вопросы использования природных ресурсов входят в компетенцию российского правительства, а не Лондонского суда. «Сейчас все в арбитражах, но я напомню, что сейчас в арбитражах иски кипрских компаний и английских компаний. И что бы они там ни решили, речь идет о недрах, расположенных в экономической зоне Российской Федерации», – говорил Сечин. Он также заверил, что сделка по обмену активами между ВР и Роснефтью будет завершена в срок – к 14 апреля.
Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков заявил в четверг, что правительство проинформировано о запрете Стокгольмского суда на сделку ВР с Роснефтью, но пока не комментирует ситуацию. «Только получили информацию, нужно понять все детали», – сказал Песков.
Напомним, что консорциум ААР предложил заменить BP на ТНК-ВР в сделке с Роснефтью и вместо британской компании самой поучаствовать в проекте в Арктике. Это предложение трижды выносилось на одобрение совета директоров ТНК-ВР. Дважды голосование совета не состоялось. На внеочередном заседании 12 марта совет не одобрил участие ТНК-ВР в сделке с Роснефтью.
Между тем вице-президент Роснефти Питер О'Брайен говорил, что не видит ТНК-BP в качестве возможного партнера по проектам, которые планируется реализовывать совместно с ВР, так как у ТНК-ВР «нет технологий и соответствующего опыта».