Вице-премьер Игорь Сечин обсудил с послом Японии в РФ Масахару Коно энергетические проблемы. Россия готова увеличить поставки угля и нефти в Японию, а в обмен предложила японским компаниям принять участие в разработке Эльгинского месторождения угля компании «Мечел», Ковыктинского и Чаяндинского месторождений компании «Газпром» и в проекте строительства нефтехимического комплекса «Роснефти» на территории России, передает «Интерфакс».
Выгода России от сотрудничества с японской стороной заключается в получении не новых технологий, а финансовых ресурсов, поскольку строить газопроводы в России умеют и сами
Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления, при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Уровень потребления газа в стране составляет около 80 миллиардов кубометров в год, его доля в энергопотреблении Японии – порядка 15%. Япония импортирует 100% потребляемого газа в виде СПГ, занимая первое место в мире по его импорту.
После разрушительного землетрясения и цунами в Японии образовался энергодефицит, остановлена часть производств, и власти страны вынуждены были прибегнуть к веерным отключениям электроэнергии.
Россия готова увеличить поставки нефти в Японию в 2011 году в два раза, заявил Игорь Сечин. Если в 2010 году в Японию было экспортировано 9,1 млн тонн нефти и порядка 3,5 нефтепродуктов, то в 2011 году объем поставок может вырасти до 18 млн тонн.
Газпром, который рассчитывает на долгосрочное перспективное сотрудничество с Японией, предложил японским компаниям поучаствовать в разработке Ковыктинского и Чаяндинского месторождений. Пока это лишь предложение, и формы сотрудничества этим проектам будут определяться позже, главное – экономическая эффективность, отметил заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев.
По его словам, «ресурсная база Ковыктинского месторождения такова, что может удовлетворить и восточные аппетиты Китайской Народной Республики, и обеспечить необходимые объемы для сжижения газа». Японские компании, по его мнению, также могли бы принять участие в проекте Газпрома по созданию производства сжиженного природного газа в районе Владивостока.
Сотрудничество России и Японии в рамках Восточной программы Газпрома может быть перспективным, считает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. «Ранее Газпром планировал построить газопровод из Якутии, где расположено Чаяндинское месторождение, во Владивосток с выходом на японских потребителей. Возможно, это стратегически было бы лучшим вариантом, нежели строительство газопровода в Китай, – считает эксперт. – Таким образом, Япония получит новые источники газа, а Газпром – новые выходы в восточном направлении».
Кроме того, газовая монополия могла бы рассмотреть вопрос присоединения к этому газопроводу и недавно купленное на аукционе Ковыктинское месторождение, добавляет Соснова. По ее мнению, в свете ядерной паники в Стране восходящего солнца ей логичнее было бы увеличить строительство газовых электростанций, для чего требуются новые объемы газа.
«Выгода России от сотрудничества с японской стороной заключается в получении не новых технологий, а финансовых ресурсов, поскольку строить газопроводы в России умеют и сами», – полагает Анастасия Соснова.
Аналитик ИК «Атон» Илья Макаров соглашается, что Япония в скором времени может приступить к строительству газовых и угольных электростанций. «После землетрясений Япония, скорее всего, будет пересматривать энергетическую стратегию, и в этом ей должны помочь российские компании, – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт. – Япония находится в очень опасной зоне, где наличие атомных электростанций рискованно, поэтому не исключено, что эта страна перейдет на другой вид топлива».
Проекты с «Роснефтью»
Поработать вместе с японскими компаниями готова также «Роснефть». Компания предложила им принять участие в проекте строительства нефтехимического комплекса мощностью 10 млн тонн во Владивостоке. Комплекс будет работать на российском сырье с возможностью поставок продукции на экспорт. К этому проекту японские партнеры уже проявляют интерес, говорит Сечин, добавляя, что договоренности по этому проекту могут быть достигнуты в самое ближайшее время.
«Роснефть» и ранее говорила, что ведет переговоры с корейскими и японскими компаниями о возможности их участия в проекте строительства завода. Планировалось, что в первом полугодии 2011 года проект будет утвержден на совете директоров компании.
По плану, одобренному советом директоров «Роснефти» в конце прошлого года, реализацией комплекса должна заниматься «Восточная нефтехимическая компания». Строительство комплекса, который предварительно оценивается в 10 млн долларов, планируется начать в 2012 году.
В свете ядерной паники в Стране восходящего солнца ей логичнее было бы увеличить строительство газовых электростанций
Предполагается, что завод будет перерабатывать 3,5 млн тонн нефти и сжиженных углеводородных газов, 1,5 млн тонн газового конденсата и 5 млн тонн нефти, которая будет транспортироваться компанией после завершения второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) после 2013 года.
Проекты с «Мечелом»
По словам Сечина, Россия хотела бы развивать сотрудничество с Японией и в угольной отрасли. В ближайшее время Россия может нарастить поставки угля в Японию на 3–4 млн тонн. «СУЭК и «Мечел» уже в контакте с японскими партнерами», – отметил вице-премьер.
Пока сложностей с поставкой дополнительного объема угля по железной дороге до экспортных портов России на Дальнем Востоке нет, есть возможность нарастить эти объемы, заметил Сечин. Однако Россия строит магистральный нефтепровод, который позволит переориентировать транспортировку нефти с железной дороги на трубопроводный транспорт. «Произойдет естественное замещение этих объемов, в том числе по углю», – заметил вице-премьер.
В будущем Россия сможет экспортировать уголь в Японию с Эльгинского месторождения, поэтому и было сделано предложение японским компаниям поучаствовать в этом проекте. По его словам, речь может идти, в частности, о совместном строительстве электрогенерации на базе месторождения с выделением экспортных потоков в направлении Японии.
Ранее интерес к работе в российских угольных проектах проявляла крупнейшая сталелитейная компания Японии Nippon Steel, а также японская Sumitomo. Топ-менеджер Nippon Steel говорил, что его компания заинтересована в приобретении долей или участии в разработке Эльгинского месторождения. «Мечел» также был готов к сотрудничеству.
Однако в феврале президент Якутии Егор Борисов заявил, что, по его мнению, японские компании в сложившихся условиях вряд ли успеют подключиться к разработке Эльгинского угольного месторождения «Мечела». В самой компании ситуацию не комментируют.
По словам Борисова, он еще в ноябре прошлого года предложил представителям Министерства экономики и торговли и МИД Японии войти в Эльгинский проект. Однако «они заняли излишне выжидательную позицию», и уже «подходит тот срок, после которого вести переговоры о японском участии в Эльгинском проекте не имеет смысла». Сейчас уже нашлись российские и корейские инвесторы, готовые присоединиться к проекту, добавил президент Якутии.
Сроки начала добычи уже и так сдвинулись из-за перебоев с финансированием. «Мечел» хотел начать добывать первый коксующийся уголь на Эльгинском месторождении в объеме 100–200 тысяч тонн еще в ноябре прошлого года, а в 2011 году планировал выйти на добычу в 1 млн тонн. Теперь старт добычи назначен на 2011 год, хотя планы по добыче 1 млн тонн остались неизменны. Запасы коксующихся углей высоких марок на Эльге составляют более 1 млрд тонн. К 2013 году компания хотела бы добывать уже около 9 млн тонн в год.
«Мечел» опоздал и с вводом в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути к месторождению – Улак – Эльга. Должны были построить до 30 сентября прошлого года, но в итоге сроки перенесли на декабрь 2011 года. Строительство подъездного пути Улак – Эльга длиной около 315 км ведется с февраля 2008 года. Стоимость проекта составляет около 1,3 млрд долларов.
Российским компаниям интересно и очень выгодно сотрудничество с японскими партнерами в угольной сфере, считает эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. «У России самые большие в мире запасы угля, а у японских компаний современная технология и техника добычи плюс достаточные финансовые инвестиции, которые необходимы для разработки месторождений», – говорит Филимонов.
Нужно учитывать и тот факт, добавляет эксперт, что крупные доступные месторождения практически уже все разработаны, а новые находятся либо в удаленных районах, либо не на поверхности.
Однако аналитик ИК «Атон» Илья Макаров считает, что «Мечелу» нет особого смысла привлекать японцев к проекту Эльгинского месторождения. «Мечел» уже давно приступил к строительству железных дорог, которые отказались строить японские партнеры. Новых технологий японцы не привнесут: Россия уже давно использует японское оборудование для бурения, – поясняет эксперт. – Интерес для России в разработке месторождения состоит лишь в разделении рисков и финансовой поддержки со стороны Японии, поскольку проект довольно дорогостоящий».