В Египте продолжаются волнения на религиозной почве. Столкновения происходят между египетскими христианами-коптами и мусульманами в каирских районах Мукаттам, Сейида Аиша и Маншиат Наср. В среду сотни демонстрантов на площади Тахрир в центре Каира закидали друг друга камнями и устроили потасовку.
Для нас очень большое значение имеет возвращение российских туристов в Египет
Новая волна беспорядков ставит под угрозу снятие запрета на въезд российских граждан в Египет, который ввел МИД РФ 28 января. Этот запрет наносит ущерб бюджету Египта, поскольку чаще всего эту страну посещают именно русские, а сам туризм является одной из главных отраслей экономики страны.
О том, насколько безопасно на курортах Египта сегодня, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал посол Египта в России доктор Алаа Эльхадиди.
ВЗГЛЯД: Кто сейчас обеспечивает правопорядок на улицах: полиция или военные?
А. Э.: Сейчас безопасность обеспечивают в первую очередь военные, есть еще народные комиссии, которые образовались во время революции, полиция также следит за безопасностью. Но постепенно роль армии в обеспечении правопорядка будет отодвигаться на второй план, эти функции будут полностью переданы полиции.
ВЗГЛЯД: Какая обстановка на курортах?
А. Э.: Именно в курортных зонах, а также в районах исторических достопримечательностей приняты усиленные меры безопасности. Все волнения происходили далеко от курортных зон. Изначально в основных курортных городах: Хургада, Шармаль-Шейх – беспорядков никаких не было. Но и этот факт не означает, что безопасность в этих районах была проигнорирована. Наоборот, все меры безопасности были на высшем уровне. Можно с уверенностью сказать, что на курортах Египта безопасно.
ВЗГЛЯД: Какие страны уже сняли запрет на посещение Египта?
А. Э.: Отмечу, что, к примеру, Великобритания изначально вообще не запрещала своим гражданам посещать Египет. Последние десять дней практически все страны Западной Европы: Германия, Франция, скандинавские страны, Италия – снимали запреты на посещение именно курортных и исторических зон Египта.
Мы не просим снять запрет относительно всего Египта. Мы говорим только о курортных зонах на побережье Красного моря. Мы понимаем, что вызывает опасения безопасность в таких городах, как Каир и Александрия, но относительно курортов можно снять запрет, учитывая, что многие европейские страны уже пошли на это.
ВЗГЛЯД: Какую долю составляют российские туристы среди всех приезжих?
А. Э.: Для Египта российские туристы стоят на первом месте по количеству. Если взять статистику прошлого года, то всего Египет посетили 12 млн человек, из которых 2–2,5 млн – российские граждане. Поэтому для нас очень большое значение имеет возвращение российских туристов в Египет.
ВЗГЛЯД: Уже известно, что потери Египта в туристической отрасли составили порядка 1,5 млрд долларов. А какие-нибудь туркомпании уже разорились?
А. Э.: Я не слышал о каких-то конкретных банкротствах компаний, но знаю, что потери значительные.
ВЗГЛЯД: Известно, что в Египте планируется строительство первой атомной станции. Проявляет ли интерес к этому тендеру Росатом?
А. Э.: Конечно, есть интерес. В ближайшее время будет объявлен тендер. Планировалось провести тендер гораздо раньше, но в свете последних событий сроки были перенесены на более позднее время. Интерес есть, и мы ждем, что российская сторона примет участие в этом тендере. В ноябре прошлого года в Россию приезжал министр электрификации Египта с целью ознакомиться с российским опытом. Думаю, что в будущем атомная отрасль может стать одной из ключевых сфер сотрудничества России и Египта.
ВЗГЛЯД: Насколько Египет зависим от российского зерна? Есть такое мнение, что запрет экспорта зерна в России сказался на продовольственной безопасности Египта, а это, в свою очередь, спровоцировало волнения?
А. Э.: Конечно, в значительной мере мы были зависимы от импорта российского зерна. Россия была главным экспортером зерна в Египет. Но мы с пониманием отнеслись к решению российского правительства ввести запрет на экспорт. Понимаем, что была засуха, которая погубила урожай. Но мы смогли компенсировать российский импорт другими источниками – начали импортировать из других стран.
Но для нас российское зерно по-прежнему является наиболее подходящим и лучшим. Надеемся, что после снятия запрета Россия по-прежнему будет главным экспортером зерна в Египет. Конечно, запрет на экспорт дал определенную нагрузку на правительство, и эта экономическая проблема стала одним из факторов недовольства в стране.