Совет директоров ТНК-BP не состоялся из-за отсутствия представителей BP, заявил «Интерфаксу» глава консорциума ААР («Альфа-групп» Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) Стэн Половец.
Представители ВР не приехали на совет, так как их не устроили рекомендации менеджмента ТНК-ВР
«На заседании совета директоров присутствовали все четыре директора, представляющие AAР, a также все независимые директоры, включая бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера и президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина», – говорится в заявлении ТНК-ВР. Не хватало лишь представителей BP. Участники совета директоров ТНК-ВР от ВР отказались приехать на совет, запланированный на 25 февраля, а также участвовать в заседании посредством телефонной связи.
Разногласие российских и британских акционеров начались после того, как ВР и Роснефть захотели создать глобальный стратегический альянс на основе взаимного владения акциями и сотрудничества на шельфе Арктики РФ. В частности, в середине января они договорились, что Роснефть получит 5% обыкновенных голосующих акций ВР в обмен на почти 9,5% своих акций (были приобретены, в том числе, в ходе банкротства ЮКОСа).
По итогам сделки BP должна стать владельцем 10,8% акций Роснефти. Компании также договорились о создании совместного предприятия, которое займется геологоразведкой и освоением трех лицензионных участков на шельфе Арктики. Роснефти в СП будет принадлежать 66,67%, BP – 33,33%. Причем альянс одобрили и премьер Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев.
Консорциум ААР задело то, что BP не согласовала эту сделку с основным акционером и усмотрела в этом нарушение соглашения акционеров ТНК-ВР в альянсе BP с Роснефтью. В одном из пунктов этого соглашения между ААР и ВР говорится, что все проекты в России и на Украине партнеры должны реализовать через ТНК-ВР. За исключением случаев, если совет директоров ТНК-ВР посчитает проект не интересным для себя. Создание альянса с Роснефтью ТНК-ВР показалось привлекательным.
В итоге почти сразу после объявления сделки консорциум ААР подал иск в Лондонский суд, который его поддержал, приняв решение отложить обмен акциями ВР и Роснефти до 25 февраля, либо до вступления в силу решения арбитража Стокгольма. В Стокгольмском суде ААР и ВР решают вопрос о соглашении в рамках процедуры ускоренного арбитража. Слушания по существу иска ААР к BP из-за сделки с Роснефтью начнутся в первой половине марта.
Неделю назад, 19 февраля, ТНК-ВР выдвинула предложение, чтобы в сделке с Роснефтью вместо BP участвовала ТНК-BP. Британские акционеры взяли неделю на обдумывание этого вопроса. Однако на назначенном на пятницу совете директоров так и не появились.
Представитель BP в России Владимир Буянов уверяет, что британская компания попросила отложить проведение совета директоров ТНК-BP еще на неделю – с 25 февраля на 4 марта, сославшись на необходимость дополнительного времени для изучения документов ТНК-BP.
Однако Половец говорит, что представители ВР не приехали на совет, так как их не устроили рекомендации менеджмента ТНК-ВР. По его словам, такое мнение высказал представитель ВР, не являющийся членом совета директоров, в своем письме к представителю совета директоров ТНК-ВР. Источник Reuters заявил, что BP не просто не устраивают рекомендации менеджмента ТНК-ВР по участию в сделке, но там считают, что ТНК-BP должна представить новые предложения.
Из-за отсутствия кворума заседание совета директоров с той же повесткой дня было переназначено на 4 марта и пройдет в Берлине.
«На мой взгляд, это обыкновенный переговорный процесс, где одна сторона пытается выторговать для себя больше выгоды, другая не хочет уступать, – считает аналитик ИК «Капиталъ» Виталий Крюков. – На повестку дня вынесен формальный документ – рекомендации менеджмента. BP не было смысла приезжать на заседание, если они не согласны одобрить рекомендации. Теперь у них будет время, чтобы подумать, в какой форме предложить сделку». Если и в марте стороны не договорятся, то урегулирование конфликта может затянуться, считает Крюков.
«Российские акционеры вынесли на совет серьезный вопрос. Скорее всего, у BP есть экономические, а также политические договоренности с Роснефтью по сделке, на согласование которых необходимо время», – рассуждает генеральный директор УК «Капиталъ Управление активами» Андрей Гриценко. Возможно, британцы также хотят дождаться решения Арбитражного суда в Стокгольме.
В начале февраля вице-президент Роснефти Питер О'Брайен уже говорил, что Роснефть не видит ТНК-BP в качестве возможного партнера по проектам, которые планируется реализовывать совместно с ВР. «У них (ТНК-ВР) нет технологий и соответствующего опыта», – говорил О'Брайен. К тому же, по его словам, для этого проекта необходимы большие деньги, а для ТНК-ВР «это очень рискованно».