«Мы проходим исторический момент, сможем ли мы или нет в ближайшие 5–10 лет оторваться от нефтегазовой зависимости, слезть с этой иглы, или не сможем – вот в чем вопрос», – заявил Алексей Кудрин на заседании коллегии Федеральной налоговой службы.
Повышение налогов стало бы дополнительной нагрузкой на экономику, что снизило бы темпы ее роста и модернизации
По его словам, России предстоит выбрать модель, по которой она в дальнейшем будет жить. Новая модель должна сделать экономику более стабильной и в меньшей степени зависящей от цен на нефть, передает «Интерфакс».
При этом министр добавил, что если неправильно будет выбрана модель, то от нее в дальнейшем придется либо отказаться, либо повышать налоги. Однако возможностей для повышения налогов в России сейчас нет. Повышение налогов стало бы дополнительной нагрузкой на экономику, что снизило бы темпы ее роста и модернизации.
«Повышение налогов – это, по сути, перераспределение средств предприятий, которые могли бы пойти на частные инвестиции, поддержать экономический рост, на другие расходы государства, которые в меньшей степени могут стать таким драйвером роста», – сказал глава Минфина.
Он напомнил, что по итогам 2010 года общие доходы – налоговые и неналоговые – всех бюджетов и внебюджетных фондов составили примерно 35,3% ВВП. Доходы, которые администрируют налоговые службы, выросли в 2010 году до 17,2% ВВП с 16,1% ВВП по итогам 2009 года.
На прошлой неделе, выступая на Красноярском экономическом форуме, Алексей Кудрин отметил, что в России очень слабая система управления. Он также признался, что не мог представить, что на перевооружение армии за 10 лет будет потрачено 20 трлн рублей. Это рост расходов на 1,5% ВВП, необходимо будет менять баланс бюджета, налогов, макроэкономики в среднесрочной перспективе.
По словам Алексея Кудрина, в ближайшие годы экономика страны может иметь устойчивый рост около 4%. Чтобы увеличить темпы роста до 6–7%, необходимо существенно улучшить инвестклимат. По предварительным данным 2010 года, прямые иностранные инвестиции упали в полтора раза – до 12–14 млрд долларов.
Вместе с тем Алексей Кудрин выступил против инновационного сценария развития экономики, подготовленного Минэкономразвития. Глава Минфина считает, что сохранение дефицита бюджета на уровне 2% ВВП на период до 2020 года неприемлемо.
Инновационный прогноз Минэкономразвития исходит из роста цены на нефть до 100 долларов за баррель до 2020 года и сохранения дефицита бюджета примерно 2% до 2020 года. Такой прогноз, по мнению министра, не имеет права на жизнь, так как это еще большая зависимость от нефти и большие риски для макроэкономики, чем были до кризиса. Только проведя реформы, экономические и политические одновременно, в комплексе можно добиться необходимого результата, подчеркнул Алексей Кудрин.
Он предложил ответить на вопрос, годится ли для дальнейшего развития та модель экономики, которая существовала до кризиса – с высокой инфляцией и зависимостью от цен на нефть. Министр отметил, что сейчас можно видеть все шоки, которые может получить экономика и бюджетная система в результате кризисов. Так, он напомнил, что если в июле 2008 года цена на нефть увеличилась до 139 долларов за баррель, то уже в декабре 2008 года она упала до 32 долларов.
В первом квартале 2009 года средняя цена нефти была 41 доллар за баррель, однако центробанки мира влили очень большую ликвидность в мировую экономику, а та «ринулась на рынки в поисках попытки заработать». В результате ликвидность пришла на сырьевые рынки, цена на нефть стала расти, в то время как мировая экономика и спрос на нефть еще не увеличивались. Все это привело к тому, что цена шла против падения спроса.
Политолог Глеб Павловский увидел противоречия в заявлениях министра финансов. С одной стороны, он поддерживает либеральные реформы Медведева, с другой стороны, он опасается провозглашенной президентом модернизации. Оппонирует главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной и посылает сигналы другим игрокам политического поля. «Кудрин – голос крупного бизнеса, связанного с верхушкой бюрократии, его последовательная позиция – закручивание финансовых гаек в отношении социально слабозащищенных групп населения, трудящихся, среднего и малого бизнеса. Все это заслуживает пристального внимания», – так Глеб Павловский прокомментировал заявления главы Минфина.