«Мы считаем, что цена в Украине не должна быть выше, чем 250 долларов (за тысячу кубометров). А какой она будет – тяжело сегодня сказать», – заявил президент Украины Виктор Янукович в среду, передает «Интерфакс».
Вместо шума, который был, о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна
Сегодня цена на газ для Украины, по его словам, составляет 515 долларов за тысячу кубометров, а с учетом харьковских соглашений – 415 долларов. «Это неподъемная цена», – подчеркнул он. При этом Янукович уверяет, что эта цена является самой большой в Европе.
Украина пытается добиться двукратного снижения цен на российский газ при подписании нового соглашения с Россией. Стороны надеялись оформить новый договор до конца года, но газовые переговоры опять затягиваются.
Однако Янукович верит в то, что переговоры закончатся компромиссным решением. Он пояснил, что компромиссное решение – это когда каждая из сторон в чем-то уступает. «То есть что-то теряет и что-то находит. И это искусство компромисса. Оно извечно», – добавил он.
Россия не раз давала понять, что готова пойти на уступки и снизить цену на газ для Украины. Однако не за просто так. Россия хочет, чтобы Украина поделилась своей газотранспортной системой (Газпром не раз хотел купить «Нафтогаз Украины»), вступила в Таможенный союз и в целом поддерживала воссоединение постсоветского пространства на экономической основе.
На такие уступки Украина идти была не готова. Крайне болезненно Киев воспринимает попытку Газпрома захватить украинскую газотранспортную систему. Однако, судя по всему, Украина загнана в тупик. Чтобы избавиться от «неподъемной» цены на российский газ, в чем-то уступать так или иначе, но придется. Россия показала, как она может быть щедра по ценам на газ и на нефть на примере Белоруссии, которая распрощалась со всей своей газотранспортной системой (Белтрансгаз на 100% принадлежит теперь Газпрому).
Виктор Янукович вернулся к вопросу о создании газотранспортного консорциума с Россией и, возможно, Европой, переговоры по которому идут еще с 2004 года и до сих пор безрезультатно. «Мне не стыдно возвращаться к вопросу о газотранспортном консорциуме», – заявил президент Украины в среду и привел три причины, почему не стыдно.
«Есть ли у Украины самостоятельно возможность модернизировать украинскую ГТС? Очень тяжело, очень – это не то слово», – объясняет Янукович, добавляя, что проект модернизации украинской ГТС, по разным оценкам, стоит от 5 до 7 млрд долларов.
Кроме того, он указывает на то, что «Европа игнорирует обязательства Энергетического сообщества, членом которого Украина стала в этом году».
И, наконец, украинская сторона не может быть спокойной, когда в обход ее территорий строятся газопроводы, а страна продолжает платить «дискриминационную цену» за газ.
#{smallinfographicleft=453056}По словам Януковича, строительство обходных газопроводов началось тогда, когда Украина «начала шевелить мускулами, диктовать условия», вместо того чтобы договариваться. «Прошло время, и нам утерли нос», – заявил президент, говоря о газопроводах «Северный поток» и «Южный поток». Он, в частности, отметил, что страны – участницы этих проектов «показали демонстративно, что можно обойтись без Украины».
«Стыдно сейчас возвращаться к этому вопросу (создание газотранспортного консорциума – прим.) или нет? Я скажу: мне не стыдно. Меня это очень волнует, потому что мы можем потерять много чего... Вместо шума, который был, о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна», – резюмировал глава государства.
#{ussr}Ведущий эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что Янукович соглашается с «некой группой влияния, которая говорит, что надо сдаваться, другого выхода нет». Между тем эксперт считает, что Украина вполне способна самостоятельно модернизировать газотранспортную систему, которая ежегодно приносит доход в 3 млрд долларов. «Для этого надо более разумно использовать нефтегазовые ресурсы и сделать более качественным корпоративное управление», – указывает он.
Что касается «Северного потока», то из-за ввода первой и второй ветки этого газопровода Украина может потерять лишь 25–30% транзита газа, что не является катастрофичным, отмечает Омельченко. «Южный поток» мог бы сильнее ударить по транзиту газа через Украину, однако, по словам эксперта, есть много причин, которые ставят под сомнение реализацию данного проекта.
«Во-первых, Турция не дает согласия на прокладку газопровода по своей территории. Во-вторых, Европа находится в рецессии и может не потянуть 20-миллиардные инвестиции в проект. В-третьих, Третий энергопакет ЕС делает невыгодными инвестиции Газпрома в европейскую газотранспортную систему, а вывести «Южный поток» из-под действия этого энергопакета пока не удается», – говорит Омельченко.
Что касается заявления Януковича о том, что российский газ для Украины стоит дороже, чем в Европе, то это не совсем верно.
По оценке Омельченко, стоимость российского газа по долгосрочным контрактам Газпрома с Германией составляет 435 долларов за тысячу кубометров, для других стран – несколько выше. Таким образом, это сравнимо с ценой в 415 долларов, которую платит Украина за российский газ.
Однако Украина недовольна тем, что сравнимая с европейской цена получается только после того, как вычитается скидка в 100 долларов по харьковскому соглашению (Россия дает эту скидку в обмен на продление на 25 лет срока пребывания российского флота в Крыму). По контракту цена газа составляет 515 долларов, а реально Украина платит 415 долларов за тысячу кубометров.
Украина сама поставляла газ в Польшу по той же европейской цене, что и Газпром, говорит Омельченко. «Благотворительностью Украина не занималась. В 2010 году она покупала газ у Газпрома в среднем по 257 долларов за кубометр, а продавала Польше за 322 доллара», – говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Впрочем, объемы поставок газа Украины в Польшу несопоставимы с объемами поставок России украинским потребителям. Украина потребляет 57 млрд кубометров газа в год, тогда как Польше продала в 2010 году чуть более 6 млн кубов.
Справедливая же стоимость российского газа в 250 долларов за тысячу кубометров, как считает Омельченко, получается у Украины таким образом: «Янукович исходит из того, что изначально для Украины должна быть такая же цена, как и для Европы, без учета харьковской скидки, то есть на уровне 435 долларов минус 100 долларов в виде скидки по харьковскому соглашению, минус порядка 65 долларов на транспортные расходы (Украина ближе, чем Европа). Получается 270 долларов. И возможно, хочет получить скидку еще на 20 долларов за то, что Украина является крупнейшим рынком сбыта для Газпрома и занимается хранением его газа». «Впрочем, думаю, Янукович согласился бы и на 270 долларов», – добавляет Омельченко.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Москва и Киев в 2009 году начали работать на европейский манер, подписав газовый договор, где стоимость поставок российского газа определяется по определенной формуле. Методологически формула цены для Украины и для других европейских стран не имеет принципиальных отличий. Формула цены во всех контрактах одинаково зависит от мировых цен на газойль и мазут, однако базовая цена на газ и коэффициенты могут отличаться для разных стран.