Итальянский бизнесмен Джулиано Мелани (Giuliano Melani) стал чуть ли не национальным героем Италии, выступив с экстравагантным предложением: он призвал жителей страны погасить государственный долг за свой счет. Для такого громкого заявления бизнесмен оплатил рекламную полосу в ежедневной газете Corriere della Sera, пишет The Guardian.
Сумма фактически составляет доход среднестатистической итальянской семьи за три месяца. Маловероятно, что жители захотят добровольно пойти на такие жертвы
Мелани подсчитал, что если обслуживание госдолга ежегодно обходится бюджету Италии в 260–270 млрд евро, то каждый итальянец должен заплатить по 4,5 тыс. евро, чтобы перекрыть проценты по долгу.
Бизнесмен говорит о том, что отчасти в кризисе виноваты сами же итальянцы, которые склонны к большим растратам, уклонению от уплаты налогов. «Есть много вещей, которые необходимо сделать, но сейчас есть только одна вещь: давайте покупать долги!» – призвал бизнесмен.
Государственный долг Италии составляет 1,9 трлн евро – 120% от ВВП страны. Это является одним из худших показателей среди стран еврозоны. В ближайшее время в парламент должен быть внесен «антикризисный план».
#{smallinfographicleft=440605}В качестве антикризисных премьер-министр Италии Сильвио Берлускони предлагает ввести ряд непопулярных мер: повысить пенсионный возраст до 67 лет к 2026 году, провести приватизацию госактивов, а также внести в трудовое законодательство изменения, упрощающие увольнение сотрудников. Эти предложения уже столкнулись с жесткой критикой оппозиции и профсоюзов.
Эксперты считают несправедливым распределение госдолга среди всего населения независимо от дохода каждого гражданина. Именно это, собственно, и предлагает бизнесмен Джулиано Мелани. Так, в реализацию предложений бизнесмена не верит аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова, считающая 4,5 тыс. евро ощутимой суммой для среднестатистической итальянской семьи. Ведь средний доход менеджера в Италии – 2500 евро, секретаря – 1100 евро, бухгалтера – 1350 евро, инженера – 1700 евро в месяц, программиста – 1500 евро в месяц. «Таким образом, указанная сумма фактически составляет доход среднестатистической итальянской семьи за три месяца. Маловероятно, что жители захотят добровольно пойти на такие жертвы», – отмечает Елена Юшкова.
Более гуманным и цивилизованным механизмом все же остаются налоги. «В случае с Италией может идти речь о введении нового налога или сбора. По сути, это и есть основной инструмент наполнения казны. То, что государство не получает от торговли в виде доходов государственных компаний, оно получает в виде налогов. Ведь итальянцам предлагают исключительно на безвозмездной основе сформировать капитал, за счет которого нация выплатит свои долги. А безвозмездный характер платежа гражданина как раз составляет один из признаков налога. Пока что эта инициатива как раз предполагает введение нового налога», – комментирует партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
С коллегой солидарен и кандидат юридических наук Андрей Спиридонов. «Налоги, собранные с граждан, расходуются на функционирование государства, в том числе и на обслуживание госдолга. Если появляется дефицит бюджета, то на помощь приходят повышение ставок по налогам, уменьшение расходов, а также эмиссия казначейских бумаг», – отмечает Андрей Спиридонов.
Вместе с тем даже повышение налогов в стране, а тем более введение специального налога тоже маловероятно при существующих обстоятельствах. «Введение налога угрожает некоторым политикам проигрышем на выборах, поэтому этот вопрос может и не получить дальнейшего развития. Юридически новый налог вряд ли будет принят», – отмечает Дмитрий Липатов.
#{smallinfographicleft=291254}Однако обращаясь к истории, мы увидим немало примеров того, как государства решали экономические проблемы за счет средств частных лиц. Так, начиная с античных времен государства прибегали к помощи граждан во время экономических катаклизмов. Например, Рим и Карфаген вели строительство флотов за счет средств зажиточных граждан. Такая же практика была распространена и в Древней Руси, когда войны финансировались за счет средств не только зажиточных, но и простых крестьян.
В XX веке ярким примером решения экономических проблем за счет граждан является продразверстка. Впервые она была введена в Российской Империи в конце 1916 года, в 1919 году уже большевиками она была распространена по всей территории СССР. Необходимость введения этого механизма была обусловлена гражданской войной и экономическим кризисом, который начался после Первой мировой войны. Принцип продразверстки заключался в принудительной сдаче сельхозпроизводителями государству нормы продуктов по твердым ценам. Этот механизм просуществовал в России несколько лет, затем он был заменен продналогом.
В наше время механизмами мотивации граждан к пожертвованию средств являются специально созданные фонды и налоги. К примеру, в середине 2010 года минфин Румынии выступил с инициативой создания фонда для борьбы с последствиями финансового кризиса, который должен был пополняться за счет средств простых граждан. Премьер-министр Румынии Эмиль Бок даже решил подать пример, заявив, что перечислит в фонд свою зарплату.
Недавно о повышении налоговых ставок задумалась Япония, когда столкнулась с экономическим кризисом после техногенной катастрофы и природных катаклизмов, которые произошли весной этого года. Так, по подсчетам правительства Японии, затраты на восстановление экономики после землетрясения и цунами составят 124 млрд долларов. Эти средства правительство предлагает изыскать у граждан. Было предложено повысить налоги для укрепления финансовой базы восстановительных мероприятий. Причем стоит отметить, что эту инициативу поддержали большинство японцев. Так, соцопрос показал, что с повышением налогов согласились 50,3% респондентов, а 46,6% выступили против.
С весьма неординарным предложением выступил недавно министр обороны Украины Михаил Ежель, призвав граждан пожертвовать личные деньги на корвет для Военно-морских сил страны. В этих целях был основан благотворительный «Фонд возрождения украинского флота» и открыт банковский счет.
Ежель напомнил об историческом примере сбора народных средств на строительство боевых кораблей в начале прошлого века. Тогда, по словам министра, «за период 1906–1910 годов на пожертвования населения было построено 23 корабля, первым из которых стал минный крейсер «Украина», вошедший в состав Балтийского флота 6 сентября 1906 года».
Поэтому предложение итальянского бизнесмена «скинуться» всем на госдолг страны не выглядит необоснованным.