Китай открыл свободную куплю-продажу юаня в США. Об этом пишет The Wall Street Journal. По мнению издания, этот шаг властей КНР – явная поддержка расширяющейся в настоящее время торговли за юани. Кроме того, он может обозначить стремление Китая поднять статус своей валюты до глобального.
Мы готовимся к тому дню, когда юань станет полностью конвертируемым
«Мы готовимся к тому дню, когда юань станет полностью конвертируемым», – заявил генеральный менеджер Нью-Йоркского филиала Банка Китая Ли Сяоджинг.
Эти слова несколько противоречат позиции официального Пекина. В конце ноября прошлого года заместитель председателя комиссии по иностранным делам Всекитайского собрания народных представителей Ча Пэйсинь заявил журналистам, что в обозримом будущем юань «не сможет ни сравняться, ни заменить доллар».
Напомним, одно из главных противоречий между США и Китаем заключается во взглядах на обменный курс юаня по отношению к доллару. Американцы считают обменный курс китайской национальной валюты серьезно заниженным и видят в этом одну из основных причин огромного дефицита в своей торговле с КНР. Аналогичные претензии Китаю предъявляет и Евросоюз.
Несмотря на давление, китайские власти подчеркивают, что реформа обменного курса юаня будет идти постепенно. Напомним, в настоящее время курс юаня контролируется правительством Китая.
Следует отметить, что прямая торговля по паре юань-рубль стартовала на ММВБ еще 15 декабря прошлого года.Официальные лица Банка Китая утверждают, что при расчете обменного курса юаня в США будут использовать результаты торгов как на бирже внутри КНР, так и торги в оффшорной зоне – на бирже Гонг-Конга. В настоящее время официальный курс юаня никак не связан с результатами торгов в единственной оффшорной зоне, где китайская валюта относительно свободно торгуется в паре с долларом.
В США Банк Китая ограничил возможности покупки юаней для частных лиц суммой не более 4 тыс. долларов в день. Эта мера направлена, прежде всего, против спекулянтов. Ограничений для компаний, занимающихся международной торговлей, пока нет. Следует отметить, что Банк Китая не накладывает никаких ограничений на конвертацию юаней обратно в доллары.
В декабре 2010 года китайские регуляторы резко увеличили число компаний (с нескольких сотен до 70000), которым разрешено использовать юань в международных операциях. Тогда некоторые аналитики высказывали мнение, что через несколько лет от 20 до 30% китайского импорта, оцениваемого в 2,3 трлн долларов, будет обеспечиваться расчетами в юанях.
Главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что начало торговли юанем в США можно считать небольшой уступкой американцам, которые уже давно давят на КНР с требованием отпустить курс национальной валюты в свободное плавание.
«Скорее этот шаг носит символический характер, – считает Ярослав Лисоволик. – Китайцы продолжают достаточно жестко контролировать свой валютный курс».
По словам эксперта, валютный режим Китая будет эволюционировать постепенно, власти КНР не пойдут на быструю либерализацию в отношении обменного курса юаня.