Черный список
Во вторник Росавиация представила новый рейтинг российских авиакомпаний, чаще других задерживающих вылеты своих рейсов.
Согласно статистике Росавиации, авиакомпания SkyExpress в августе текущего года задержала четверть рейсов
Лидером этой незавидной табели о рангах стала компания SkyExpress, которая в августе текущего года задержала четверть от всех выполненных рейсов. Если всего первый российский авиадискаунтер выполнил в последнем летнем месяце 947 рейсов, то задержаны из них были 235, причем 48 – более чем на шесть часов (34 регулярных рейса и 14 чартерных).
Второй и третьей в печальном списке оказались авиакомпании «Космос» (24%, или 83 задержанных рейса) и «Московия» (21%, или 93 рейса) соответственно. Затем следуют «Уральские авиалинии» (17%, или 338 рейсов) и авиакомпания Red Wings (14%, или 91 рейс). В свою очередь, Авианова задержала 12% от всех выполненных за отчетный период рейсов (138 из 1,11 тыс.).
Что же касается крупнейших российских авиаперевозчиков, то их показатели задержек рейсов более-менее приличные. Так, Трансаэро задержала 7% рейсов, S7 Airlines – 6%, Utair – 4%. Наконец, «Аэрофлот» задержал всего лишь 2% рейсов (202 из 9,14 тыс.).
Давние «двоечники»
Отметим, что российские «бюджетные» перевозчики уже не первый раз возглавляют рейтинг самых злостных «авиапрогульщиков». По данным Росавиации, в июле практически каждый второй самолет SkyExpress вылетал не по расписанию, а Авианова задержала 12% всех рейсов.
В результате Росавиация потребовала от SkyExpress исправить ситуацию, пригрозив отзывом лицензии. Тогда авиакомпании пришлось отменить в период с 24 июля по 2 августа 32 собственных рейса, чтобы стабилизировать выполнение полетов.
В середине августа за дело о задержках авиарейсов взялась Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Она подала в Арбитражный суд Москвы восемь исков к Авианове и один к SkyExpress.
Страдает вся цепочка
Почему лидерами августовского рейтинга самых ненадежных авиакомпаний России стали именно SkyExpress, «Московия», «Космос» и «Уральские авиалинии»? Эксперты считают, что основной причиной этого стало отсутствие финансовых гарантий выплаты авиакомпаниями всех платежей, связанных с приемом и отправкой рейсов.
«Если платы нет, аэропорт имеет полное право отказать авиакомпании в обслуживании. Это обычно и происходит, когда долг превышает разумную сумму, – комментирует эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. – Если отношения авиакомпании с руководством аэропорта хорошие, то какое-то время можно работать и в долг, но до определенного предела. Указанные авиакомпании как раз и являются не самыми пунктуальными по оплате услуг».
Другой причиной можно назвать недостаток самолетов в парке компаний-дискаунтеров, к числу которых относятся SkyExpress и Авианова.
«Самолеты авиадискаунтеров довольно интенсивно эксплуатируются – завершив только что рейс, через 40 минут самолет начинает следующий. За счет плотной оптимизации маршрутов происходит значительная экономия, – объясняет главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. – Но при этом, если по одному маршруту происходит задержка, допустим, по метеоусловиям, это неизбежно сказывается на всей последующей цепочке».