«Если понадобится, я дойду до прокуратуры»
Вечером в среду в Москве разгорелся крупный скандал. Генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своем блоге обратился к правительству Москвы и лично к мэру города Юрию Лужкову с обвинениями в транспортном преступлении.
Попытка парализовать работу воздушных ворот страны, ущемление прав многих тысяч людей – это преступление!
Он считает, что частичное перекрытие Ленинградского шоссе на 24-м километре, которое привело к образованию многокилометровых пробок, является «преступлением» против граждан. В своем обращении он отметил, что правительство Москвы руководствовалось интересами аэропорта Внуково.
Михаил Василенко рассказал, что трасса была перекрыта без предварительного предупреждения. «Распоряжение правительства Москвы об этих ремонтных работах появилось еще 11 марта 2010 г. Это распоряжение было по существующему регламенту отправлено на согласование в ГИБДД, правительство МО. Оттуда с многочисленными замечаниями его вернули на доработку. А сегодня уже без всяких согласований внезапно началось серьезнейшее ограничение движения на Ленинградке», – рассказывает в блоге Михаил Василенко.
Гендиректор Шереметьево обвинил департамент ЖКХ и благоустройства города в том, что он не провел мероприятия, «направленные на отвод движения транспорта по Ленинградскому шоссе, в том числе информационное обеспечение водителей транспортных средств, установку соответствующих дорожных знаков».
«Я не могу объяснить ситуацию ничем иным, кроме как тем, что 3 июля в аэропорту Внуково, принадлежащему правительству Москвы, приступят к запуску нового терминала. Как известно, в конкуренции есть два пути достижения успеха: создать условия количеством, качеством услуг и ценами. Или создать проблемы для конкурентов, не гнушаясь никакими средствами, в том числе используя свой политический ресурс», – говорит Михаил Василенко.
Кроме того, он намерен направить «телефонограмму в ФАС с просьбой рассмотреть вопрос о дискриминационном доступе к части аэропортов Московского авиационного узла».
#{image=409942}«Если понадобится, я дойду до прокуратуры, руководителей государства... Потому что попытка парализовать работу воздушных ворот страны, ущемление прав многих тысяч людей – это преступление!» – считает Василенко, эмоционально добавляя: «Мои коллеги предупреждали меня, что не надо ссориться с московскими властями. Плевать!»
В профильное управление ФАС обращение Василенко пока не поступило. В свою очередь, как сообщил «Интерфаксу» представитель Ространснадзора, его ведомство «не видит связи между ремонтом путепровода и вводом в строй нового терминала Внуково». При этом саму необходимость ремонтных работ на этом участке в Ространснадзоре сомнению не подвергают.
Оставили две полосы
Поводом к столь эмоциональному выступлению Василенко стали события 26 июня, когда по постановлению московского правительства был частично перекрыт участок на 24-м километре Ленинградского шоссе для начала ремонта путепровода. В результате были оставлены только две полосы трассы вместо шести.
Одновременно был закрыт съезд в направлении МКАД с Международного шоссе, идущего от аэропорта. В результате образовались многокилометровые пробки, которые парализовали не только Ленинградское шоссе, но и все пути объезда – Дмитровку, Новую Ригу, а также дороги, идущие через Куркино и Старбеево.
Заложниками этой ситуации также стали жители городов ближайшего Подмосковья – Химок, Лобни, Долгопрудного, Старбеево. Кроме того, для пассажиров Шереметьево автодорога стала фактически недоступна, поскольку в пробке можно простоять порядка пяти часов. Причем в период отпусков пассажиропоток Шереметьево составляет 70 тыс. человек в день.
Без ремонта не обойтись
Аэропорт пока что пытается решить проблему собственными силами. Учитывая критичность ситуации, Шереметьево с 30 июня запускает бесплатные автобусы от терминала Е, куда прибывают поезда «Аэроэкспресс», до терминалов В и С.
Во Внуково газете ВЗГЛЯД не смогли прокомментировать обвинения Михаила Василенко. Что же касается представителей профильных комитетов правительства Москвы, то они предупредили, что ремонтные работы закончатся не раньше октября 2010 года.
«Это кратчайший срок, за который мы сможем все успеть. Дело в том, что мы подстраиваемся под движение поездов по железной дороге и работаем в то время, когда нет поездов», – пояснил руководитель столичного департамента ЖКХ Андрей Цыбин.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что обвинения генерального директора Шереметьево не совсем обоснованны, а также что он выступил «излишне эмоционально» и «не слишком последовательно».
«Когда реконструировали Ленинградку внутри Москвы, ни один аэропорт не обвинял правительство в поддержке Шереметьево. Ведь все знают, что главная проблема этого аэропорта – низкая пропускная способность Ленинградки, – комментирует глава аналитической службы Авиапорт Олег Пантелеев. – В прошлом году была реконструирована часть шоссе со стороны Москвы, но теперь, выезжая за пределы города, водители попадают «в горлышко бутылки».
Мои коллеги предупреждали меня, что не надо ссориться с московскими властями. Плевать!
«Проблему надо было бы решать в любом случае, поскольку недовольные низкой пропускной способностью Ленинградки постепенно отказываются от Шереметьево в пользу других аэропортов, – продолжает Пантелеев. – И при любом раскладе были бы проблемы с пробками. Ну не зимой же, в самом деле, проводить ремонт».
Без объезда
Другое дело, что правительство Москвы могло бы подойти к ремонту одной из основных транспортных артерий города более щадяще для автолюбителей.
«Летом дороги, как правило, загружены больше, чем в остальное время, и это одна из причин, по которой в этот период стараются избегать ремонтных работ», – комментирует сайту «Актуальные комментарии» архитектор-проектировщик Елизавета Давыдова.
Эксперт считает, что ремонт дорог не может осуществляться без создания объездных путей, обладающих пропускной способностью, максимально приближенной к пропускной способности ремонтируемого участка дороги.
Без предупреждения можно осуществлять только экстренный ремонт. «Если в полотне появились бреши или другие дефекты, которые потенциально могут быть опасны для водителей, то, конечно, ремонт осуществляют как можно быстрее, и тут нет времени на просчет объездных путей – стараются сначала оградить потенциально опасный участок, а потом уже продумывать объезды», – рассказала она.
«Правда, вряд ли Михаил Василенко добьется признания судом того, что ремонт дороги в пик сезона – попытка нечестной борьбы с конкурентами. Максимум, что можно признать по факту, – нарушение правил проведения ремонтных работ», – заключила эксперт.
Для справки: Шереметьево – базовый аэропорт «Аэрофлота» – в 2009 году обслужил 14,76 млн пассажиров. Планируется, что к 2015 г. аэропорт после реконструкции и строительства комплекса третьей взлетно-посадочной полосы будет обслуживать 35 млн пассажиров в год.
В свою очередь, пассажиропоток Внуково в 2009 году сократился на 2,4% – до 7,73 млн человек. Однако в 2010 г. Внуково рассчитывает увеличить его на 9% – до 8,4 млн человек (рост за январь – май составил 30%). О планах же введения нового терминала Внуково, о котором упоминает Василенко, Лужков еще в мае сообщал премьер-министру Владимиру Путину, особо отметив, что этим терминалом будут пользоваться до 20 млн авиапассажиров в год.