В четверг прошло заседание Госсовета по экологии под председательством президента России Дмитрия Медведева. Основной темой заседания было совершенствование госрегулирования в сфере охраны окружающей среды.
Понятно, это проблема ментальная. Но мы говорим о том, что пренебрежение правом вообще наша одна из существенных бед, но и пренебрежение к экологическому законодательству в том числе
По словам Дмитрия Медведева, необходимо «покончить уже с экологическим нигилизмом». «Понятно, это проблема ментальная. Но мы говорим о том, что пренебрежение правом вообще наша одна из существенных бед, но и пренебрежение к экологическому законодательству в том числе», − цитирует слова президента «Интерфакс».
«Надо думать об усилении ответственности за экологические правонарушения. Но разумной ответственности, − сказал Медведев. − Нужно разработать более реальные механизмы возмещения вреда, обязать нарушителей оперативно ликвидировать загрязнения, в том числе самые сложные загрязнения, такие как нефтяные».
Также Дмитрий Медведев высказался за совершенствование нормативно-правовой базы, а также методик нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Президент сообщил, что в настоящее время используются санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные нормативы, разработанные в 40-е и 50-е годы прошлого века. «В большинстве случаев они практически невыполнимы и не учитывают так называемое реальное или фоновое состояние окружающей среды, специфические особенности территорий и другие проблемы», − аргументировал свою точку зрения президент.
В ходе Госсовета Дмитрий Медведев также призвал чиновников привлекать к проблемам окружающей среды представителей бизнеса.
«Предприятия должны видеть выгоду от перехода на современные технологии, перехода на программу модернизации производств», − отметил президент, добавив, что соблюдение экологических норм должно поощряться. По его словам, «на сегодняшнем этапе важно, чтобы бизнес не опасался немедленного наказания и не скрывал данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду».
По мнению главы государства, бизнесу нужно дать переходный период, «когда предприниматели смогут принять необходимые меры, а государство − обеспечить стимулы к внедрению бизнесом экологически чистых технологий». «Но по окончании этого периода санкции должны действовать в полном объеме − под страхом банкротства и ликвидации соответствующей компании безотносительно к ее заслугам и всего остального, потому что ущерб может быть еще больше», − пригрозил Дмитрий Медведев.
В ходе заседания президиума Госсовета Дмитрий Медведев особо отметил, что считает недостаточными объемы данных об экологической ситуации в стране. «Если сравнить нас с другими странами, то здесь, что называется, еще конь не валялся, в стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга», − говорит президент.
Свою точку зрения Медведев аргументировал следующими данными: в России около 40% городского населения проживают на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, в 34 субъектах РФ наблюдения проводятся лишь частично, в некоторых городах.
«Из-за кризиса финансирование программы по экологической модернизации снизилось, но это не основание для того, чтобы работу не продолжать», − отмечает Дмитрий Медведев.
О своих взглядах на то, как улучшить ситуацию с экологией в стране, в ходе заседания президиума Госсовета Дмитрию Медведеву рассказал министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев.
Дмитрий Медведев и Юрий Трутнев обсудили проблемы российской экологии (фото: ИТАР-ТАСС) |
Так, министр заявил, что к 2016 году поступления от платы за негативное воздействие на экологию могут достигнуть 138 млрд рублей − сейчас эта цифра составляет всего лишь 18 млрд рублей.
По словам Трутнева, для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своего производства с целью перехода на НДТ, плата за негативное воздействие увеличится в 2,3 раза к 2011 году и в 3,4 раза к 2016 году. При этом для предприятий, переходящих на НДТ, платежи снизятся на 70%, а после внедрения НДТ уменьшатся еще в два раза, сказал министр.
А для того чтобы соответствующие штрафы собирались регулярно, Юрий Трутнев предлагает возродить институт экологической экспертизы на опасных экологических объектах − сейчас подобной процедуре подвергнуто только 5% из них. По его словам, законопроект уже согласован с федеральными органами и направлен в Минюст.
Сложившаяся на сегодня ситуация с экологической экспертизой не на шутку взволновала Дмитрия Медведева. Президент России поинтересовался, в связи с чем эта процедура была ликвидирована.
Если сравнить нас с другими странами, то здесь, что называется, еще конь не валялся, в стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга
«Это связано с борьбой с административными барьерами, − объяснил Трутнев. − Мы обсуждали эту проблему с Дмитрием Николаевичем Козаком. Он говорил, что инкорпорирует эту систему в систему строительной экспертизы, оставив отдельным институтом. К сожалению, этого не произошло».
«Нашли виновного − во всем виноват Козак. Хорошо хоть есть один персональный виновный», − пошутил Медведев. «Ну, что есть», − в тон ему ответил Трутнев.
Свою точку зрения о необходимости введения экологической экспертизы глава Минприроды аргументировал и тем, что в России выявлено 194 территории с высокой степенью загрязнения. По словам Трутнева, на этих территориях накоплено 2,3 млрд тонн токсичных отходов. Поэтому Минприроды определило шесть пилотных проектов для отработки технологий по очистке этих территорий, среди которых можно отметить военные базы на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, бывшее ОАО «Фосфор» (химикаты, Самарская область), бывшее ОАО «Комсомольский серно-кислотный завод» (Хабаровский край) и Курганскую область, где хранятся запрещенные к применению пестициды.
Минприроды также предлагает разделить российские предприятия на три группы по степени воздействия на окружающую среду. По словам Трутнева, из миллиона российских предприятий плательщиками за вред, нанесенный окружающей среде, являются только 300 тысяч. Причем из них только 11 тысяч действительно оказывают 99% вреда. А наиболее крупными загрязнителями являются только 200 предприятий, на которые приходится половина выплат.
Как рассказал глава Минприроды, предприятия третьей − самой опасной − группы обяжут модернизировать технологический процесс в соответствии с требованиями экологической безопасности. Для этого необходимо в течение трех лет составить справочники технологий, которые будут обязательны к внедрению на предприятиях.
Также Трутнев сообщил, что Минприроды до 2011 года разработает три федеральные программы в сфере экологии с рекордным общим бюджетом в 2 трлн рублей. Самой капиталоемкой из них станет ФЦП «Экологическая безопасность России» (на срок 2012−2020 гг.), на нее предполагается потратить 1,863 трлн рублей, из которых 867 млрд рублей − из федерального бюджета. Программа предполагает ликвидацию прошлого экологического ущерба, строительство и реконструкцию очистных сооружений, внедрение энергосберегающих технологий, утилизацию отходов и модернизацию экологически опасных объектов.
На программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» Минприроды хочет потратить 70,7 млрд рублей, в том числе 49,5 млрд рублей из федерального бюджета. А на «Национальную программу мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря» предусмотрено 145,8 млрд рублей, в том числе 75,9 млрд рублей из федерального бюджета.