Если говорить об экономике КНДР, то она, как в свое время и в СССР, носит плановый характер. Поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой внутренней статистики, то при оценке экономического потенциала Пхеньяна приходится руководствоваться внешними экспертными оценками.
В докризисный 2007 год внешний долг Северной Кореи составлял около 18 млрд долларов – это практически 100% всего ВВП страны
Так, в 2008 году депутат южнокорейского парламента от партии «Ханнар» Квон Ен Се выступил с докладом, в котором объявил о том, что ВВП Северной Кореи в 2007 году составил порядка 18 млрд долларов. При этом распределение ВВП по секторам экономики выглядит следующим образом: сельское хозяйство – 30,2%, промышленность – 33,8%, сфера услуг – 36%.
Таким образом, объем ВВП на душу населения в КНДР составляет 891 доллар. Учитывая, что официальная зарплата в КНДР составляет всего лишь несколько долларов, то это очень солидная цифра по меркам Северной Кореи, пишет «Российская газета».
Вместе с тем эксперты отмечают, что применяемая южнокорейскими и многими другими специалистами по КНДР система расчета ВВП Северной Кореи оставляет большое пространство для критики. Причина в том, что по объективным обстоятельствам трудно хотя бы приблизительно рассчитать стоимость тех или иных товаров и услуг, производимых в КНДР, в американских долларах. Соответственно, принятые в качестве «полуофициальных» данные о ВВП КНДР могут быть завышены как минимум в два–три раза.
Фактором, который может ослабить экономическое положение КНДР, теоретически может стать высокий размер долга – согласно докладу Квон Ен Се, на конец 2007 года он составлял порядка 18 млрд долларов, или около 100% ВВП страны.
Если разделить общую сумму долга на количество населения Северной Кореи, то получается, что на каждого гражданина КНДР приходится задолженность перед остальным миром в 775 долларов.
При этом нельзя не отметить некую «иронию судьбы» – долг Северной Кореи перед собратьями из капиталистического Юга составляет 920 млн долларов. Сюда вошли те средства, которые Южная Корея потратила на предоставление продовольственной помощи, проекты модернизации и строительства железных и шоссейных дорог в КНДР и поставку материалов для северокорейской легкой промышленности.
Вместе с тем следует отметить, что в реальности мало кто надеется, что Северная Корея признает, а если и признает, то когда-либо начнет отдавать свои долги другим странам. Так, например, в случае с Россией до сих пор имеются разногласия между Москвой и Пхеньяном по поводу объема задолженности. Кроме того, северокорейские представители на переговорах с россиянами открыто признают, что денег у них нет и вернуть долги не смогут.
Несмотря на действующий режим экономических санкций к КНДР со стороны Южной Кореи, США и Японии, Пхеньян поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2008 году составил 2,8 млрд долларов, причем преобладают отношения с «большой тройкой»: Китаем, Россией и той же Южной Кореей.
Экономика Южной Кореи, в свою очередь, по состоянию на 2008 год является 13-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП.
Для сравнения: если ВВП Южной Кореи в 2008 году составил 999,369 млрд долларов (по данным МВФ), то КНДР – всего лишь 26,2 млрд долларов (по данным ЦРУ). Таким образом, ВВП Южной Кореи больше, чем Северной, в 38 раз.
Если сравнивать ВВП двух стран на душу населения по паритету покупательной способности, то и здесь картина для Пхеньяна получается весьма плачевная: соответствующий показатель у Южной Кореи составляет 26,341 тыс. долларов, а у КНДР – 1,8 тыс. долларов (превышение в 14,5 раз).
По данным ЦРУ, внешний долг Южной Кореи в 2008 году составил 220 млрд долларов (примерно 18,25% ВВП), что примерно в пять раз меньше, чем у соседей из Пхеньяна.
А вот в каком экономическом показателе Северная Корея превосходит Южную, так это по доле военных расходов в структуре ВВП. По данным Международного института стратегических исследований, для Пхеньяна соответствующая цифра составляет 43% (около 7,7 млрд долларов, по информации за 2007 год), в то время как для Южной Кореи – всего 2,6% (22,12 млрд долларов за 2007 год). Для сравнения: США тратят на оборону примерно 4,1% ВВП, Китай и Греция – по 4,3% ВВП, Пакистан – 4,5% ВВП, Сингапур – 4,9% ВВП, Израиль – 9% ВВП.
Таким образом, можно сделать вывод, что по расходам на оборону Сеул примерно в три раза превосходит Пхеньян, что, разумеется, сыграет свою роль при возможном военном конфликте. Но это если КНДР не применит против соседей атомное оружие. Впрочем, это, как говорится, совсем другая история.