Антирейдерская реформа
Во вторник президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленные на борьбу с рейдерством.
Законопроект направлен на возникновение уголовной ответственности за деяния, за которые раньше такой ответственности не было установлено
В частности, президент предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей 170 (1) «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг». За подобное правонарушение планируется установить штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.
Также поправки предполагают ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений. Это нарушение будет караться штрафом до 300 тыс. рублей либо лишением свободы до двух лет.
Аналогичное наказание поправки предусматривают и за фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения его совета директоров (наблюдательного совета). Если же имело место принуждение акционера проголосовать определенным образом либо, наоборот, отказаться от голосования, то преступнику «светит» путевка за решетку на срок до пяти лет.
По мнению президента, поправки в уголовное законодательство «позволят привлекать виновных к ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата, упреждая неправомерное завладение имуществом, имущественными и неимущественными правами, денежными средствами предприятий», передает РИА «Новости».
«Пора покончить с беспределом»
Стоит отметить, что тема рейдерства сейчас в России очень актуальна. Последний раз Дмитрий Медведев обсуждал эту проблему на встрече с предпринимателями 26 февраля. Тогда обеспокоенность президента вызывали так называемые рейдерские посадки бизнесменов коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов.
По мнению Дмитрия Медведева, предлагаемые им меры позволят «хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях». «Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за «бабки» – вот что происходит», – пояснил тогда Медведев и призвал предпринимателей, участвующих во встрече, не отмалчиваться, а рассказать о таких примерах, если они с ними сталкивались. «Этот беспредел пора завершать», – сказал он.
Тогда бизнесмены откровенничать с президентом не стали, но предложения по рейдерской теме внесли. Так, председатель группы компаний ООО «Торфо» Гарий Чмыхов предложил ужесточить наказание за рейдерство и ввести контроль за судьями через квалификационные комиссии.
Рейдерские атаки
Беспокойство президента и бизнесменов понятно: ежегодно в России совершается не менее 60–70 тыс. рейдерских атак. Только в 2008 году было возбуждено 352 уголовных дела в части рейдерства. Из них 189 расследовано, 80 – окончено, направлено в суд – 52, прекращено – 28 и приостановлено – 109.
Важнее общее состояние дел, важнее отношение к этому явлению в нашей стране, среди чиновничества и среди обычных граждан
Сами рейдерские захваты «кошмарят» страну уже давно. К примеру, в январе 2000 года в Свердловской области группа акционеров при помощи вооруженной охраны взяла в свои руки управление крупнейшим качканарским горно-обогатительным комбинатом «Ванадий». Гендиректор ГОКа Джалол Хайдаров и глава совета директоров Дамир Гареев были изгнаны с предприятия, а новыми акционерами стали структуры, близкие к «авторитетному» бизнесмену Павлу Федулеву (владел 19% акций).
С именем Федулева также связывались захваты одного из крупнейших российских химзаводов «Уралхиммаш» и крупнейшего екатеринбургского оптово-рыночного комплекса «Оборонснабсбыт». За захват последнего Федулаев и получил девять лет колонии.
Еще один яркий пример рейдерского захвата произошел в сентябре 2005 года в Санкт-Петербурге. Несколько человек при помощи поддельных документов на право собственности попытались захватить ресторан «Петербургский уголок». Однако владелицей заведения оказалась знакомая губернатора Валентины Матвиенко Наталья Шпакова, которая пожаловалась на рейдеров главе региона.
После этого сотрудники УБОП выдворили захватчиков, а в августе 2007 года по этому делу задержали «авторитетного» бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) и его сообщников. Помимо захвата ресторана, им инкриминировали покушения на рейдерские захваты универсама «Смольнинский», ОАО «Кондитерская фабрика им. Крупской», СП «ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ОАО «Отель «Санкт-Петербург», ЗАО «Игристые вина» и других предприятий общей стоимостью 5 млрд рублей.
Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за «бабки» – вот что происходит
Защита от атак
Эксперты считают, что предлагаемые Дмитрием Медведевым поправки в законодательство вполне могут помочь предпринимателям защититься от рейдерских атак. «Изменения направлены на возникновение уголовной ответственности за деяния, за которые раньше такой ответственности не было установлено. Все это позволяло рейдерам безнаказанно отбирать предприятия у их собственников», – комментирует ведущий юрист компании «Налоговик» Николай Дубровин.
После принятия такого закона, считает эксперт, у власти появится возможность оспаривать переход собственности от одного владельца к другому. Если в процессе проверки возможного рейдерского захвата какого-либо предприятия будет установлено, что переход собственности сопровождался фальсификацией единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг, то правомочность такого перехода собственности будет признана нелегитимной. «Сейчас же такие действия не запрещены законом и не являются основанием для объявления сделки по переходу собственности нелигитимной», – отмечает Дубровин.
Жизнь покажет
По мнению юристов, «антирейдерские» изменения в законодательстве автоматически не приведут к уменьшению числа преступников, но у государства появится больше возможностей наказать последних. «При расследовании любого уголовного преступления бремя доказывания вины лежит на правоохранительных органах. Виновным в таких преступлениях будет признаваться лицо, совершившее деяние умышленно (с прямым или косвенным умыслом)», – уверяет Николай Дубровин.
В целом, по мнению экспертов, внесенные президентом поправки можно только приветствовать. Однако, как отмечает юрист группы компаний «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев, их эффективность может быть проверена только правоприменительной практикой.
«Если к уголовной ответственности при рейдерских захватах будут в итоге привлекаться рядовые исполнители, причем преимущественно в форме штрафа, то внесение подобных изменений в Уголовный кодекс РФ может оказаться недостаточным для кардинального улучшения ситуации с рейдерством», – считает он.
Антикоррупционная кампания
Отметим также, что борьба с рейдерством – это составная часть объявленной Дмитрием Медведевым кампании по искоренению коррупции (только в 2009 году по этому поводу было возбуждено 13 тыс. уголовных дел, что на 5% больше, чем в 2008 году). Проект соответствующей национальной стратегии, по словам президента, в настоящее время уже подготовлен и анализируется на всех уровнях.
В частности, глава государства одобрил идею ввести «кратный штраф» для взяточников. По его словам, конфискацию имущества законодательно закрепить сложно, а штраф, кратный взятке, будет больно ударять по чиновникам-правонарушителям.
Публикацию сведений о доходах, считает президент, тоже можно назвать одним из средств противодействия коррупции. «За этим процессом будет следить вся страна, по понятным причинам это вызывает повышенный интерес, и не только бытовой. Считаю это одним из важных средств, хотя и не универсальным, конечно, противодействия коррупции», – подчеркнул глава государства.
«Люди у нас талантливые»
Кроме того, Дмитрий Медведев выступил за развитие в России системы электронных торгов. «Торги необходимо развивать. Надо признать, что это одно из тех направлений, где мы за последние годы в общем и целом продвинулись и продвинулись неплохо», – передает ИТАР-ТАСС заявление Медведева.
В то же время глава государства отметил, что сами по себе электронные торги не являются панацеей от коррупции. «Люди у нас талантливые и моментально находят противодействие этим торгам и перемещают свою коррупционную составляющую со стадии собственно торгов в те закладки, которые происходят до торгов», – пояснил президент.
Однако главное, как считает Медведев, это не концепции и документы. «Важнее общее состояние дел, важнее отношение к этому явлению в нашей стране, среди чиновничества и среди обычных граждан. Наверное, это самое сложное», – резюмировал президент России.