− Банк России не исключает, что может прекратить регистрацию новых пунктов обмена валюты уже в этом году. Претензии – они часто обманывают россиян. Так ли это?
Механизма борьбы с ними нет, потому что, видимо, кто-то их крышует
− Конечно! Замечу, что те обменные пункты, которые открываются при нормальных банках (а подавляющее большинство – это нормальные обменники), они редко обманывают. А те пункты, на закрытии которых настаивает ЦБ, могут заниматься мошенническими действиями и практически всегда обманывают доверчивых граждан. Формы обмана предельно просты, например, при перечете или выдаче купюр, несоответствие курсов, указанных на табло у входа и внутри пункта. В общем, создание «нервотрепки».
− Но, может быть, ЦБ нужно просто лучше делать свою работу в плане контроля над обменниками?
− Понимаете, у нас нет механизма борьбы с обменниками. Их, видимо, кто-то крышует, а Центральный банк не может всех контролировать, потому что если бизнес не имеет отношения к банку, то Центральный банк, собственно, и не имеет на него никакого влияния.
− Если на место обменников придут обычные банки, уменьшится ли размер взимаемых комиссий?
− Комиссии во многих нормальных банках просто отсутствуют! Они выигрывают на разнице продажи и покупки валют. Поэтому комиссия не так часто будет встречаться в обменниках. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
− Но сами посудите: превращение нынешних пунктов обмена в респектабельные мини-офисы банков потребует от них допзатрат. И как их «отбивать», если не через комиссию?
− Да бросьте. Банки сегодня получили возможность открывать допофисы без всяких высоких требований к метражу, количеству работников, толщине стен и так далее. Затраты на это будут предельно простые. Эти дополнительные офисы, которые кроме обменных операций будут осуществлять еще одну−две простейшие функции с минимальным количеством работников, будут экономически вытеснять сегодняшние обменники, которые мы привыкли видеть. И в этом плане увеличатся гарантии того, что там не будет обманов и афер, а вокруг не будут толкаться непонятные люди. Другое дело с этими «блошиными» обменниками. Ведь почему там взималась комиссия? Потому что хозяева этих точек платили охранникам, откупались от тех, кто их крышует.
− Главное преимущество обменников – доступность. Многие из них работают и ночью. Будет ли учитываться этот фактор при замене их на банки?
− Да, это очень важно. Эта замена должна вестись постепенно, так, чтобы не страдали интересы граждан. Поэтому и будут открываться эти мини-офисы, чтобы не приходилось искать обменные пункты. И чем проще будет регистрация этих мини-офисов, тем легче будет снять эту проблему. Главное, чтобы мы из этих «полуподвалов» все-таки убрали обменники, где сама обстановка не располагает к цивилизованному банковскому бизнесу и соответствующим операциям. Поэтому такие шарашкины конторы будут убираться, а банки будут как-то оборудовать нормальные маленькие офисы, причем в достаточном количестве.
− Можно ли расценить атаку ЦБ на обменники как атаку на малый и средний бизнес, о необходимости развития которого день и ночь твердит руководство страны?
− Упаси боже. Никакого отношения ни к малому, ни к среднему бизнесу обменники не имеют. Более того, многие банки предоставляют возможность через кредитную карту мультивалютно осуществлять обмены, при которых вы совсем ничего не теряете, потому что вам обменивают при использовании такой карты по текущему курсу ЦБ без комиссионных. Поэтому выгоднее, конечно, пользоваться пластиковыми картами. И такие операции будут тоже осуществляться в мини-офисах.
− Однако не приведет ли изгнание обменников к возвращению на рынок так называемых менял?
− Если менять обменники на мини-офисы банков с умом, то не приведет. Нам надо действовать не путем ограничения, а разработать такую тактику, при которой экономически выгоднее будет пользоваться мини-офисами, а не менять деньги в подворотне.