Министр финансов России Алексей Кудрин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что в дальнейшем повышать основные ставки налогов не стоит, несмотря на то что налоговая нагрузка на российский бизнес даже с учетом повышения ряда налоговых ставок с 2011 года ниже, чем в странах Европы.
Но в будущем, я считаю, основные ставки налогов повышать не стоит
«Пока что мы еще имели возможность увеличивать налоговую нагрузку. Если убрать добычу нефти и газа, то уровень один из самых низких, даже с учетом повышения страховых взносов он остается одним из самых низких в Европе... Но в будущем, я считаю, основные ставки налогов повышать не стоит», – отметил Кудрин, цитирует РИА «Новости». Повышение страховых взносов с 26% до 34% , которое ожидается со следующего года, обусловлено тем, что дефицит Пенсионного фонда РФ составляет примерно 30%. Кроме того, министр напомнил, что в этом году было принято решение увеличить размер средней пенсии до уровня выше 8,5 тысяч рублей.
#{smallinfographicleft=456811}«8,5 (тысяч рублей) – это неплохой шаг, но требует и соответствующей платы, и в связи с этим с 1 января повышаются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Это поможет и пенсионной системе, и модернизации здравоохранения, но за это придется заплатить и нашим предприятиям», – сказал Кудрин.
Кроме того, с 2011 года будут повышены акцизы на алкоголь, табак, бензин, НДПИ на газ и нефть. «Пока такими приходится пользоваться источниками, но в перспективе мы, конечно, считаем, что ВВП будет расти примерно на 4% в год. Это будет создавать дополнительные возможности, и по мере роста каждый год по 4% будет увеличиваться доход нашего бюджета», – пояснил министр.
Стоит отметить, что ранее Кудрин был крайне категоричен в отношении сохранения налоговых ставок на прежнем уровне. Не так давно был даже спор между Минфином и Минэкономразвития по этому поводу. Так, Минфин не раз заявлял о необходимости увеличения налогов и рекомендовал не уповать на рост нефтяных цен. По мнению Кудрина, «теоретически периоды, когда цены на нефть будут составлять 140–150 долларов за баррель, могут повториться, но это будет временно, это «не позволит надеяться нам на такие цены всегда».
В свою очередь Минэкономразвития считает недопустимым повышение косвенных налогов, особенно НДС, для решения задач по снижению дефицита бюджета. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина считает это абсолютно тупиковым вариантом. «Я категорически против», – сказала министр.
Министр порекомендовала Минфину больше следить за расходами бюджета. По словам Набиуллиной, «для того чтобы сбалансировать бюджет, первый приоритет – это заниматься эффективностью расходов, в том числе через систему госзакупок и госзаказа, через создание федеральной контрактной системы».
Теперь получается, что Кудрин изменил риторику. Однако есть небольшое, но существенное уточнение. Министр финансов сообщил, что «в Минфине есть целый ряд предложений, как можно было бы уменьшить повышение налогов или в будущем их избежать». В частности, «это требует мер, связанных с повышением пенсионного возраста». То есть, по сути, глава Минфина предложил выбирать одну из двух мер сокращения дефицита бюджета: либо повышение налогов, либо повышение пенсионного возраста.
#{smallinfographicleft=435845}Очевидно, что повышение пенсионного возраста – мера более непопулярная среди россиян, чем увеличение налогов.
Та же Эльвира Наибиуллина заявила, что увеличение пенсионного возраста совершенно неприемлемо. «Это решение неприемлемо для нашего общества», – сказала она. Президент России Дмитрий Медведев также заявлял 11 ноября, что пенсионный возраст в России в ближайшее время повышаться не будет.
По мнению экспертов, наиболее вероятным вариантом развития событий является все-таки увеличение налогов. «Вопрос о повышении налогов уже фактически решен в сторону повышения. Так, со следующего года будут повышены акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и единый социальный налог. Эти меры не несут особой социальной напряженности, позволяя государству закрыть часть дефицита финансирования социальных программ», – комментирует эксперт компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Вместе с тем, несмотря на то что грядущее увеличение налогов и страховых взносов позволит хоть как-то сбалансировать бюджет, риски для российской экономики все же остаются. Причем в следующем году они будут те же, что и до кризиса. По словам Кудрина, они по-прежнему связаны с высокой долей добычи нефти, газа и других полезных ископаемых.
При этом Алексей Кудрин заметил, что, хотя зависимость от сырьевой иглы еще ощущается, в сфере бюджетной политики удалось минимизировать последствия для России.
«В сфере бюджетной политики мы все-таки сумели приноровиться к влиянию прыжков цен на нефть и смогли минимизировать их последствия для России», – сказал глава Минфина.
Алексей Кудрин напомнил, что в 2008 году максимальная цена на нефть была 140 долларов за баррель. А в начале 2009 года – всего лишь 32 доллара. «Это важный еще пока не преодоленный недостаток нашей экономики, который влияет на финансовую систему России. Такая ситуация сохраняет высокие цены и инфляцию в стране», – подчеркнул глава Минфина.
По прогнозам Кудрина, в будущем году дефицит бюджета может составить около 3% ВВП при запланированном уровне показателя в 3,6% ВВП. Также глава Минфина отметил, что в следующем году ожидается умеренный рост экономики – на уровне около 4%. Инфляция будет ниже, чем в этом году, около 7%, продолжил он.
Довольно позитивный прогноз Кудрин дал по поводу выхода российской экономики на докризисный уровень развития. «Сейчас при подведении итогов этого года у меня есть уже оптимизм, что, может быть, к концу 2011 года мы выйдем на уровень докризисного ВВП», – отметил Кудрин. Напомним, что ранее прогнозировалось, что к концу 2012 года РФ сумеет выйти на докризисный уровень ВВП.
При этом он отметил, что мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, «может быть, даст еще последствия, симптомы или какие-то рецидивы в течение нескольких лет».
В следующем году, по прогнозам главы Минфина, в сфере экономики «никаких больших побед, возможно, не будет». «Будет минимальный рост, к которому надо привыкнуть, и за этот период надо перестраивать мировую экономику, чтобы она получила новое развитие», – сказал Кудрин.