В среду проректор Российской экономической школы Алексей Ситников заявил журналистам, что фонд «Сколково» планирует сотрудничать с новыми нобелевскими лауреатами – физиками Андреем Геймом и Константином Новоселовым. В ответ в интервью радиостанции «Русская служба новостей» Гейм заявил, что работать в иннограде Сколково не собирается. Причиной он назвал отсутствие российского гражданства. «Меня это никак не интересует. У меня нет российского гражданства, я гражданин Голландии», – сказал Гейм.
Это очень символично для нашего общества: сначала над инноваторами смеются, а потом ими восхищаются
Ученый отметил, что уехать из России его заставило отсутствие условий для научных открытий. «Оставаться в России было для меня все равно что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами, а работа для меня хобби и тратить свою жизнь на мышиную возню абсолютно не хотелось», – подчеркнул нобелевский лауреат. «В Англии я понял, что в течение шести месяцев там можно сделать то же самое, что в России в 90-х годах сделать в течение 10 или 20 лет. И для экспериментатора, которому нужна аппаратура, средства для исследований, условия работы здесь и там были настолько различные, что даже вопроса не стояло, оставаться или нет», – сказал Гейм.
«Гейм отказался. Ну, что ж, это его право. Но у нас Жорес Алферов согласился сотрудничать со «Сколково» – это один нобелевский лауреат, Роджер Корнберг – американский нобелевский лауреат – согласился сотрудничать со «Сколково». Господин Гейм – нет. 2:1 в пользу «Сколково», я так понимаю», – заметил на это первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, которого цитирует «Интерфакс».
«Процесс этот нормальный. У него свое мнение. Пользуясь случаем, поздравляем его с Нобелевской премией и гордимся им», – добавил Сурков.
Российские эксперты и политики считают выводы Гейма несколько ошибочными. Говорить о том, что время таких проектов прошло, некорректно, замечают эксперты. И указывают на то, что «Сколково» создается именно в качестве инновационного центра, это не те старые наукограды, о которых, видимо, думает нобелевский лауреат.
«Он путает Сколково и существующие наукограды, а между тем это совершенно разные вещи. Ведь он же сам говорит: в России сделать материал было гораздо сложнее, чем на Западе. А «Сколково» – это проект, который направлен как раз на то, чтобы новаторские идеи реализовывались именно в России», – заявил газете ВЗГЛЯД член Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Константин Рыков.
«Гейм, не верящий в «сколковский» проект, является одновременно лауреатом и Нобелевской, и Шнобелевской (или Антинобелевской) премии. Это очень символично для нашего общества: сначала над инноваторами смеются, а потом ими восхищаются. Однако в своем мнении о Сколково Гейм выступает как типичный член нашего общества – прежде всего недоверие и ирония. И, думаю, через несколько лет тот же Гейм будет совершенно иначе рассуждать о Сколково», – заметил Рыков
Зампред думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Андрей Назаров также считает, что Андрей Гейм изменит свое решение в будущем. «Это просто техническая накладка. Возможно, в будущем будет сформулировано приглашение, которое заставит изменить его решение на этот вопрос, – сказал газете ВЗГЛЯД Андрей Назаров. – Руководством России заявлено, что «Сколково» будет не только для российских ученых, но и для исследователей из-за рубежа. Я уверен, что приглашения будут сделаны подавляющему большинству нобелевских лауреатов, а также ученым, специализирующимся на инновациях. Им будут созданы все условия, и в этом я уверен».
Как рассказал глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, в Сколково будут созданы все условия для иностранных ученых. «Для того чтобы принимать участие в проекте «Сколково», необязательно жить в Сколково и даже в России. Для тех иностранных специалистов, которые приезжают в Сколково, создан специальный режим. Они могут приехать просто по приглашению дирекции иннограда», – комментирует Евгений Федоров.
Проректор российской школы экономики Алексей Ситников, который не исключал сотрудничества с новыми нобелевскими лауреатами, заметил в своем блоге на сайте Forbes, что «ученому нельзя приказать, где работать. Каждый выбирает для себя. Если интересные проекты идут в Сколково – находятся соавторы, коллеги, есть необходимые условия – такое место становится привлекательным, полезным для творчества».
«Если комфортнее и интереснее, продуктивнее и полезнее работать в знакомой и понятной обстановке, значит это и есть оптимальное место. Именно таким «оптимальным» хочет стать Сколково, но почему-то идея про «мешки с золотом», за которые мы хотим «выписать» себе ученых, никак не покидает поле дискуссии. На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Российская венчурная компания организовала круглый стол под названием «Глобальные русские». Кто они? Где они живут? Многие живут в России, многие в других странах. У многих есть желание и интерес работать с Россией. У многих такого желания не возникает. Это нормально, иначе все бы работали в одном идеальном месте», – заметил Ситников.
Отметим, что до конца 2010 года первые проекты «Сколково» получат финансирование в размере 4 млрд рублей. Об этом сообщил в четверг глава фонда «Сколково» Виктор Вексельберг.
«Деньги Минфином нам уже перечислены, поэтому я думаю, что до конца этого года первые проекты получат свое финансирование», – сказал Вексельберг.