«Нам нужны понятия»
Что бы ни говорили, но этот законопроект, действительно, прогрессивный шаг вперед
− Татьяна Владимировна, чем можно объяснить такую единодушную поддержку в адрес законопроекта «Об обороте лекарственных средств» со стороны всех думских фракций на фоне резкой критики его основных положений представителями самих фармкомпаний и экспертного сообщества?
− Что бы ни говорили, но этот законопроект, действительно, прогрессивный шаг вперед. В отличие от действующего закона о лекарственных средствах, в новом законе впервые дан понятийный аппарат, а ведь именно отсутствие законодательно закрепленных определений и понятий, используемых в сфере обращения лекарственных средств, сегодня создает немало проблем как самим производителям, так и потребителям препаратов.
Второй момент − это предлагаемый механизм госрегулирования цен на лекарственные средства. Оппоненты этого закона высказываются против его введения, но, на мой взгляд, без госрегулирования нам в России просто не обойтись. Рынок рынком, но регулировать цены на жизненно важные лекарства государство просто обязано, и в новом законе об этом сказано четко.
В то же время к госрегулированию цен надо подходить осторожно. Согласна, что с помощью этого механизма можно добиться снижения цен на лекарства и тем самым повысить их доступность для населения. Но государство не должно действовать в этом направлении, применяя кнут. Иначе мы получим в избытке дешевую «зеленку» и йод, но лишимся возможности производить инновационные лекарства.
«Ситуацию пора менять»
− Не обернется ли частичная передача функций по регистрации лекарств от Росздравнадзора к Минздраву еще большей коррупцией на лекарственном рынке?
− Я пока не готова ответить на этот вопрос, поскольку он нуждается в дополнительном обсуждении с участием представителей фармкомпаний и экспертного сообщества, чем мы сейчас и занимаемся.
− Справедливо ли в проекте закона требовать от транснациональных фармкомпаний повторно проводить испытания своих лекарств в России? Не приведет ли это к тому, что современные лекарства будут попадать в нашу страну с 5−7-летней задержкой?
− Ни в коем случае. Я знаю, что опасения на этот счет существуют, но эта мера позволит поставить в равные условия отечественных и зарубежных производителей лекарств, поскольку до сих пор иностранные фармкомпании оказывались в более выгодном положении, чем отечественные. И связано это было с тем, что в конце 80-х годов советская фармпромышленность рухнула, и чтобы не лишить наше население доступа к лекарствам, мы были вынуждены открыть рынок для зарубежных компаний на льготных условиях. Теперь ситуацию пора менять.
«У ФАС работы прибавится»
− А как вы относитесь к предложению наносить цену лекарства на упаковку самим производителям?
− Я с этим согласна, поскольку существующая ныне система лекарственного обеспечения непрозрачна и коррупционна, начиная от процесса изготовления лекарства и заканчивая его продажей. Покупая лекарство, человек должен видеть, по какой цене его рекомендовал продать производитель и почему вместо обозначенных на упаковке 35 рублей аптеки установили конечную стоимость препарата в 2 тыс. рублей.
− Не приведет ли такая мера к дефициту на лекарственном рынке?
− Возможность сговора аптечных сетей и манипулирование ценами на лекарственном рынке исключать, конечно, нельзя. Но, как говорится, волков бояться − в лес не ходить. В этом плане работы прибавится у ФАС, но здесь главное наладить четкий контроль за прохождением лекарства от завода до прилавка.
− Многие фармпроизводители возражают против предлагаемого правительством РФ размера госпошлины при проведении экспертизы препаратов. Не считаете ли вы, что сумма в 670 тыс. рублей за экспертизу одного препарата, действительно, завышена?
− Уверена, что малый и средний фармбизнес, который сегодня работает по инновационным препаратам, такую сумму не потянет. Он просто погибнет.
«Кадры надо возрождать»
− Есть нарекания и в адрес стажа работы экспертов, который в случае принятия закона должен составить не менее пяти лет.
− С одной стороны, такое требование оправданно, поскольку люди, занимающиеся экспертизой лекарственных препаратов, должны иметь богатый опыт и знания в этой сфере. Но давайте вспомним, сколько лет нашей фармпромышленности и где сейчас наши кадры? Если эта норма вступит в силу, проводить экспертизу лекарств в России будет просто некому, потому как специалистов с требуемым стажем работы в нашей стране можно пересчитать по пальцам. В итоге мы снова затормозим развитие фармацевтической отрасли.
На мой взгляд, в этой части в законе должна сохраниться действующая норма, предусматривающая наличие двухлетнего стажа для экспертов. Хотя бы на определенный отрезок времени, пока наша фарма не начнет подниматься с колен.
− Не загубит ли нашу фарму предложение правительства РФ установить в законе жесткие сроки перехода на стандарты GMP, который должен завершиться к 2012 году?
− Без перехода на такие стандарты нам не обойтись, но на этот счет в законе должен быть предусмотрен переходный период, чтобы у предприятий был стимул выполнить требование правительства.
− Может ли само государство помочь предприятиям завершить этот переход как можно быстрее?
− Безусловно, нужна федеральная целевая программа по поддержке отечественного производства, и, могу сказать, что в правительстве уже приступили к ее формированию.