Генплан развития Москвы до 2025 года был рассмотрен во вторник правительством столицы и в целом получил одобрение Юрия Лужкова.
В нашем генеральном плане развития города должно быть отражено, что из Москвы нужно вывести крупный опт
Документ предусматривает масштабное строительство жилья, десятков небоскребов, станций и линий метрополитена, гаражей, снос ветхого и некомфортного жилья, возведение поликлиник, бассейнов, бань и колхозных рынков.
Нарекание мэра вызвала оптовая торговля, осуществляющаяся в черте города. «В Москве не должно быть крупного опта, − заявил Юрий Михайлович. − В нашем генеральном плане развития города должно быть отражено, что из Москвы нужно вывести крупный опт. Его можно оставить на периферии нашего города».
Собственно, борьба с ним активно ведется с момента закрытия Черкизовского рынка, приобретая новые формы. В понедельник инспекции подвергся «Горбушкин двор» на предмет торговли контрафактом, а во вторник несколько сотен бойцов ОМОНа и милицейского спецназа заблокировали рынок «Лужники», после чего оперативники УБЭП и управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы начали повальные проверки торговых точек по тому же поводу, передает РИА «Новости».
Что касается генплана в целом, то эксперты отмечают его сложность для понимания жителями Москвы, хотя власти столицы подчеркивают, что он создавался специально для них. «Нужно ставить себя на место человека. Они могут быть незнакомы с особенностями вашего архитектурно-планировочного дизайна», − сказал Лужков министрам.
«Огромный документ читать непрофессионалу просто невозможно, а отсутствие наглядных рисунков и чертежей делает невозможным вообще понять, что, где и как будет снесено или, наоборот, построено, − сказал ВЗГЛЯДу управляющий партнер компании «СММ-15» Григорий Колыванов. – В такой ситуации говорить об «одобрении» москвичами не приходится. Но, главное, это не столько оформление, а суть проекта генплана, который по своей масштабности перекрывает даже самые смелые прожекты футурологов».
Сейчас в очереди москвичи стоят по 18-20 лет, ровно столько же, сколько стояли их родители
Согласно генплану, к 2025 году общий фонд застройки столицы увеличится до 600 млн квадратных метров, в том числе жилищный − до 290 млн. Сегодня он составляет порядка 208 млн кв. метров. То есть столичные власти закладывают на ближайшие 15 лет строительство более 80 млн кв. м жилья.
В генплане отмечается, что через 15 лет обеспеченность жильем на человека вырастет с 19 до 26 квадратных метров. Одновременно мэрия Москвы намерена ликвидировать так называемое «некомфортное жилье» − в столице планируется снести около 25 млн квадратных метров ветхих и аварийных жилых домов.
Особая статья − проблема социального жилья. Столичное правительство обещает решить ее за счет предоставления 50 млн квадратных метров жилья на условиях социального найма.
«Сейчас в очереди москвичи стоят по 18−20 лет, ровно столько же, сколько стояли их родители, которым власти также обещали отдельные квартиры еще к 55-й годовщине Октябрьской революции, − говорит ВЗГЛЯДу аналитик компании «Российские инвестиции» Елена Роднина. – Кто будет отвечать за выполнение этого генплана через 15 лет, не понятно − ответственности нет, она размыта в обещаниях».
Предмет особой гордости столичных властей – высотные здания. Несмотря на то, что пока никак не получается построить до конца «Москва-Сити», мэрия запланировала построить до 2025 года 60 небоскребов высотой более 75 метров, говорится в проекте генерального плана города.
Грандиозны планы и по строительству новых линий метро. Мэрия планирует увеличить общую протяженность сети метрополитена в два раза − до 650 км.
Из самых фантастических проектов, заложенных в генплан, можно выделить сооружение Большого кольца метрополитена в срединной зоне города. Это так называемая «система экспрессных линий», которые свяжут пригород с центром.
Не менее экзотично выглядит план достижения 70-процентной обеспеченности машиноместами для хранения и парковки легковых автомобилей. Всего московские власти планируют увеличить фонд машиномест для хранения и парковки на 2,6 млн единиц к 2025 году, включая перехватывающие стоянки.