Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел исследование структуры розничной цены хлеба на I полугодие 2009 года.
Российские власти неоднократно пытались повлиять на рынок продуктов питания
Как говорится в распространенном в среду исследовании РСПП, в структуре цены хлеба стоимость пшеницы занимает 20%, транспортировка зерна и муки – 3%, услуги элеваторов – 2%, переработка и прибыль мукомолов – 6%, сообщает «Интерфакс».
«Львиную долю занимает надбавка со стороны производителей хлеба – 34%, а также со стороны розницы – 35%. В совокупности эти два звена в ценообразовании занимают почти 70%», – отмечается в докладе.
Эксперты удивлены такими цифрами. «Как правило, на базовые и социально значимые продукты розничные сети делают сравнительно небольшие надбавки. Но 35% надбавки на хлеб – это довольно много», – рассказал ВЗГЛЯДу аналитик «Финама» Максим Бородин, добавив, что величина наценки может быть разной, поскольку «зависит от ассортиментной политики и от многих других факторов».
По данным Росстата, цены на продовольственные товары в июле выросли на 0,6%, с начала года – на 7,6%. Хлеб и хлебобулочные изделия в прошлом месяце подорожали на 0,1%, в то время как с декабря 2008 года цены увеличились на 2%.
Российские власти неоднократно пытались повлиять на рынок продуктов питания. Достаточно вспомнить заморозку цен на социально значимые продукты: в середине октября 2007 года участники рынка по предварительному согласованию с Минсельхозом подписали соглашение о заморозке цен, которое должно было действовать до 1 февраля 2008 года. Производители и продавцы сельхозпродукции договорились в течение этого времени не повышать цены на хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца. Тогда подписание документа было обусловлено резким ростом цен на жизненно важные продукты питания.
В январе 2008 года мораторий на повышение цен был продлен до 1 мая. В итоге документ действовал более семи месяцев. Тогда аналитики говорили, что меры по заморозке цен могут оказать только временную пользу, серьезного влияния на общую инфляцию не будет.
В начале 2009 года глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко для снижения цен на хлеб предложил запретить торговым сетям взимать с производителей хлеба бонусы и премии, «которые берут с поставщиков хлебобулочных изделий торговые сети», так как в конечной стоимости наценки розничных продавцов порой превышают 40%.
Первый вице-премьер Виктор Зубков, в свою очередь, отмечал, что розничная цена хлеба в России не должна превышать 25 рублей за килограмм.
«Если человек идет в магазин и покупает килограмм хлеба за 45 рублей, то с каким настроением он оттуда выйдет? Какая необходимость так задирать цены?» – говорил он в феврале на совещании с представителями сельскохозяйственных регионов.
Размышляя о том, можно ли административными методами снизить размер наценки товары, Максим Бородин напомнил, что в одобренном правительством законопроекте о торговле государство отказалось от политики регулирования размера наценки, «потому что это, как правило, себя не оправдывает».
Однако правительство все же не теряет надежды снизить влияние торговых сетей на производителей социально значимых товаров: в новом законопроекте о торговле отсутствует понятие «порог доминирования». Как пояснял глава ФАС Игорь Артемьев, был введен прямой запрет на дискриминационные действия, поэтому порог доминирования «фактически равен нулю».
Однако наиболее эффективным методом регулирования розничных цен аналитики по-прежнему считают развитие конкуренции. В правительстве с этим согласны.
Так, на прошедшем в среду совещании по вопросам развития малого и среднего бизнеса президент Дмитрий Медведев отметил, что федеральными властями принят ряд мер для поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе разработан новый федеральный закон о порядке проведения контроля за предпринимательской деятельностью.