Сбербанк радикально меняет организацию работы с проблемными активами в части кредитования клиентов – юридических лиц, пишет в пятницу «Коммерсантъ». Об этом изданию рассказала Светлана Сагайдак, директор нового специализированного управления, ранее возглавлявшая управление по работе с малым и средним бизнесом Сбербанка.
Кризиса избежим в результате поддержки банков
Новое подразделение Сбербанка займется работой с проблемами по кредитам особо крупных и сложных проектов.
Ранее «плохие» кредиты находились в ведении службы безопасности банка. Теперь Сбербанк формализовал работу с ними и классифицирует их как «потенциально проблемные, проблемные и безнадежные». «Служба безопасности, юридическое управление и другие подразделения будут участвовать в работе с ними в меру своей компетенции, – пояснила Сагайдак. – Нам будут передаваться все проблемные кредиты банка». Средним ориентиром для передачи кредита в работу управления будет просрочка не менее 15 дней.
В банке рассчитывают, что оптимизация работы с «плохими» долгами поможет сократить объем просроченной задолженности, которая оказывает «существенное влияние на экономику банка».
Еще в апреле глава Сбербанка Герман Греф признался, что практически всю полученную за последние два квартала прибыль банк «закачивает в резервы», тем самым готовясь к трудным временам.
Тогда же Греф заявил, что банковский кризис в России еще только в самом начале «и придет он из реального сектора экономики». По его оценке, темпы роста просроченной задолженности составляют порядка 20% ежемесячно и «месяц от месяца ускоряются».
Впрочем, в самом Сбербанке темпы роста просрочки снижаются. За февраль она выросла на 18,1%, в марте — на 14%, в апреле — только на 5,7%. По данным российской отчетности банка на 1 июня, общий объем просроченных кредитов вырос за месяц на 4% до 143,2 млрд рублей, достигнув, таким образом, 2,6% от кредитного портфеля.
По состоянию на 1 мая 2009 года этот показатель составлял 2,5%. Тем не менее в целом по банковской системе доля просрочки заметно выше.
Как сообщил на днях глава ЦБ Сергей Игнатьев, уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору на 1 июня составил 4,38%, по кредитам частным лицам — 5,47%. При этом в Центробанке считают, что темпы роста просроченной задолженности в России будут умеренными, а доля просрочки к концу года вряд ли превысит 10–12%.
С ЦБ был не согласен вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, который утверждал, что доля просроченной задолженности банкам уже весной могла достигать 10%. При этом Кудрин не раз предупреждал о второй волне кризиса в финансовом секторе в связи с невозвратом кредитов реальным сектором.
Однако теперь, похоже, министр свое мнение изменил. Накануне на проходящей в рамках Генеральной Ассамблеи ООН конференции по глобальному финансово-экономическому кризису Кудрин заявил, что второй волны удастся избежать. «Кризиса избежим в результате поддержки банков в части пролонгации этих кредитов и выполнения своих обязательств», – подчеркнул он.
Но если Кудрин предлагает банкам госпомощь, то Сбербанк действует по принципу «помоги себе сам», не дожидаясь ухудшения ситуации.