ЦБ считает возможным «сделать аккуратные шаги по созданию банка плохих активов». Как передает «Интерфакс», с таким заявлением в ходе российско-итальянского экономического форума в Москве выступил первый зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян.
Даже сами банки не знают размеры отсрочки
Он заявил, что рост просроченной задолженности у банков может обострить проблему достаточности капитала.
«Есть банки, в том числе и крупные, которые уже ощущают проблему с капиталом», – цитирует его РИА «Новости».
В целом в настоящее время в банковской системе РФ норматив достаточности капитала выше 10%, добавил он.
Более того, Меликьян добавил, что суммарный кредитный портфель российских банков в марте, возможно, сократился.
«Рост просрочки выдвигается на первый план. Ухудшение финансового состояния заемщиков – одна из самых острых проблем... Может быть, мы будем иметь отрицательную величину (роста кредитования) по марту. Хотя большинство крупных банков продолжают кредитовать, но темпы ниже – 1–2% против 3–4% ранее», – сказал он.
Первый зампред ЦБ также сообщил, что чистый отток капитала из РФ в марте был чуть больше февральского.
«Скорректированные данные по февралю – 2,7 млрд долларов», – сказал чиновник.
Тем не менее, по словам Меликьяна, сам он очень сдержанно относится к идее создания банка, который выкупал бы плохие активы. «Это можно сделать только по тем активам, у которых есть реальная стоимость сейчас, а завтра она будет реально больше», – сказал он, пишет РЦБ.
Напомним, что аналогичная схема поддержки финансовой системы страны существует в США: план по спасению американского финансового сектора предполагает создание государственно-частного партнерства. Оно получит средства из государственного бюджета для финансирования частных инвесторов, которые будут выкупать плохие активы. Министерство финансов США уже приступило к реализации этой идеи.
Не так давно минфин США заявил, что новая программа направлена на выкуп плохих активов, которые «работают против восстановления» экономики. На эти цели будет потрачено до 1 трлн долларов.
Новая программа Public-Private Investment Program «создаст покупательную способность на 500 млрд долларов для приобретения существующих активов – с потенциалом расширения до 1 трлн долларов со временем», отмечало министерство.
По мнению специалистов, даже если аналогичная система и будет создана в России, то у нее будут явно не такие масштабы, как в Америке.
«Размеры данных выкупов будут не очень большие, потому что у нас ситуация не такая, как в США. Не исключено, что это будет структура, которая просто купит несколько крупных дефолтных долгов», – сказал ВЗГЛЯДу начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.
По мнению эксперта, в российской экономике банк плохих активов будет играть роль более маленькую, чем в Америке.
Тем не менее размер плохого банка аналитик затруднился назвать. «Думаю, даже сами банки не знают размеры отсрочки», – добавил он.
Однако некоторые участники рынка полагают, что размер просрочки у ряда крупных банков уже сейчас достигает 30%, а у средних и мелких – 30–50%.
Поэтому в случае обострения проблемы объем такого «плохого банка» может достигнуть большой величины.
Напомним, ранее ЦБ отказывался обсуждать подобное копирование американских действий. Однако сейчас реальная ситуация в банках заставляет власти просчитывать и этот вариант. Правда, создание такой структуры может натолкнуться на ряд юридических проблем – непонятно, каков будет статус банка, кто им будет управлять и какими законами будет его деятельность регулироваться.
Более того, такая структура будет весьма «коррупционной» – у ряда банкиров может появиться соблазн обанкротить свой проблемный актив и продать его государству.