О гаражных кооперативах, которые пользовались большой популярностью в советские времена, городские власти последний раз вспомнили в 2004 году. Утвержденная тогда правительством Москвы программа «Народный гараж» предполагала сооружение недорогих паркингов за счет самих автовладельцев. Через год инициатива тихо сошла на нет.
Единственный выход для мэрии выполнить свою программу – это запретить парковку внутри домов
Сегодня столичное правительство намерено разрешить передавать наделы земли в городской черте в аренду без аукционных торгов частным инвесторам, которые хотят вложить свои средства в строительство гаражей. После ввода гаража в строй место на парковке будет оформляться в собственность, говорит начальник Управления гаражного строительства правительства Москвы Виталий Крючков. Эта процедура будет применяться для так называемых «некапитальных строений», к которым решили отнести паркинги «манежного» типа. Это быстровозводимые гаражи из металлокаркаса, строящиеся без фундамента и с «ограниченной инженерией», пояснили газете ВЗГЛЯД в столичной мэрии. Планируемая стоимость одного машиноместа составляет 8–10 тыс. долларов.
Еще одной разновидностью «народного гаража», по мнению мэрии Москвы, будут МАПы – многоэтажные автоматизированные башни-паркинги. Такой экспериментальный гараж открылся недавно рядом со зданием телецентра «Останкино». Девятиэтажная автоматизированная парковка емкостью 34 машиноместа состоит из металлических модулей, собранных по принципу конструктора без применения сварки.
«Главное преимущество такой конструкции – время сборки не превышает 35 дней, – говорит ВЗГЛЯДу главный инженер компании «ПроектСтрой-ХХI» Григорий Терехов. – Минус тоже есть – это цена. Одно место в таких гаражах-башнях будет стоить от 9 до 15 тыс. долларов».
«На мой взгляд, 12–15 тыс. долларов – это потолок. Не может быть гараж дороже самой машины», – говорил Юрий Лужков на последнем заседании столичного правительства.
Но и эти цифры далеки от доходов граждан, тем более что в самом начале рекламной кампании мэрия утверждала, что одно место в этой категории гаражей будет стоить не дороже 3–5 тыс. долларов.
Поэтому городские власти собираются взять на себя расходы по подготовке проектной документации и проведению работ по инженерным коммуникациям. Депутаты Мосгордумы, с которыми удалось газете ВЗГЛЯД в среду обсудить ценовую политику, в один голос утверждали, что всему виной высокая стоимость городской земли, с чем «никто ничего сделать уже не может». По всей видимости, дешевле 8–10 тыс. долларов за место цена не опустится.
«Народные» гаражи-паркинги планируют возводить на месте так называемых плоскостных гаражей – одноэтажных бетонных боксов, которых достаточно много в промзонах и по соседству с территориями железных дорог. Сейчас в Москве насчитывается 6,5 тыс. таких объектов вместимостью 1 млн 50 тыс. машин. В ближайшие два года департамент дорожно-мостового и инженерного строительства столицы намерен освоить свыше 1,5 тыс. участков, на которых сможет разместиться 400 тыс. мест для авто, в том числе около 40 тыс. мест планируется обустроить уже в текущем году.
Напомним, что на самом деле эта программа правительства Москвы далеко не новая. Она была принята еще пять лет назад, однако не получила развития и не была востребованна частными инвесторами. Причин тому как минимум две: неудобное расположение этих гаражей и высокая стоимость.
По мнению экспертов, уже построенные гаражи в последний год перестали пользоваться спросом. План городского правительства по продаже машиномест в первом квартале выполнен только на 10%. Прежде всего, автовладельцев не устраивают цены. Достаточно сказать, что из 1,3 тыс. машиномест чиновникам удалось реализовать в 2009 году менее 150. Гаражи продаются по 20–25 тыс. долларов.
На юго-востоке Москвы цена составляла около 650 тыс. рублей за место, в Юго-Западном и Северном округах – порядка 1,5 млн рублей. В остальных округах цена колебалась около 800 тыс. рублей, сообщили ВЗГЛЯДу в столичной администрации. В правительстве рассчитывают, что новая цена позволит многократно расширить продажи машиномест.
«С трудом верится в то, что гаражи за такие деньги будут расходиться как горячие пирожки, – говорит ВЗГЛЯДу директор столичного агентства недвижимости Андрей Виноградов. – Фактически цена гаража равна стоимости страховки КАСКО для автомобиля среднего класса за 4–6 лет. Так какой смысл ставить машину в гараж и добираться до дома на общественном транспорте. Единственный выход для мэрии – это запретить парковку внутри домов. Такие попытки уже делались, значит, теперь новая программа актуализирует их по новому кругу».
Руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин говорит, что в распоряжении столицы имеется 8 тыс. машиномест, построенных за счет бюджета или полученных в качестве доли города по инвестконтрактам. Мэрия намерена реализовывать их не только среди частного населения, но и среди бизнес-структур.
Чиновники отмечают, что те гаражи, которые не удастся продать, будут сдаваться в аренду, а потом снова будут выставлены на продажу. «Мы рассчитываем заработать более 2 млрд рублей в этом году за счет продажи парковочных мест. Поэтому в ближайшее время выставим на продажу еще около 2,7 тыс. машиномест», – говорят чиновники столичной администрации.
В Москве сегодня насчитывается около 1,5 млн гаражей. По данным московской ГИБДД, в 2009 году число автомобилей в городе составило более 3,5 млн. По прогнозам ведомства, к 2010 году число московских машин достигнет 4 млн, а к 2015-му – 5 млн. При этом стоимость машиномест в новых домах бизнес-класса доходит сегодня до 4 млн рублей.